Дети-барахольщики

Долго считалось, что сбор и хранение ненужных вещей — это исключительно старческая причуда. Но явление это обнаруживается и у детей.

Наверное, каждый хоть раз слышал истории о людях, живущих среди залежей хлама и старых вещей. В основном рассказы исходят от их соседей и родственников, пытающихся как-то изменить ситуацию. Ведь это не только неприятно эстетически, но еще и опасно. Совсем недавно в блогосфере широко обсуждалась история пожилой женщины, которая была задавлена обрушившейся на нее кучей старья в своем собственном доме. Но захламленная квартира несет в себе опасность не только для ее владельца. Это еще и потенциальный источник запахов, тараканов и даже иногда мышей и крыс для окружающих.
Обычнр такие люди ссылаются на «трудное военное детство», недоедание и другие сложности в жизни, которые могли подстерегать наших российских стариков в их юные годы. Но явление это повсеместное и не всегда связано с каким-то прошлым негативным опытом. Это психоневрологическое расстройство. В русском варианте его название звучит довольно громоздко: «компульсивное накопление предметов». В английском варианте термин выглядит короче: «хоардинг» — от «накапливать», «запасать».
Считается, что людей, страдающих хоардингом, в популяции 2-5 %. Это в 2-5 раз превышает распространенность шизофрении и в 2 раза — биполярное расстройство. И не только старики страдают данным расстройством. Оно обнаруживается и у детей.
Собирательство «не по-детски»
Предположение о том, что хоардинг — расстройство «старческое» и связано с повреждением мозга, не так далеко от истины. После довольно тщательных исследований выяснилось, что нарушения возникают в области передней поясной извилины. Эти повреждения могут быть вызваны и возрастными изменениями, и быть врожденными.
Врожденное повреждение данного отдела мозга может быть связано с различной внутриутробной патологией, а также с наследственностью. Ученые обнаружили, что люди с хоардингом имеют определенные изменения в 14-ой хромосоме. При этом не обязательно в роду должны быть родственники, собирающие хлам. Это хромосомное изменение может возникнуть впервые у конкретного человека.
С другой стороны, не исключены и случаи копирования поведения других членов семьи. До определенного времени ребенок может воспринимать поведение родителей без всякой критики и включать его в свою жизнь без осмысления. Хотя случаи копирования поведения и генетические случаи могут сочетаться.
Но прежде чем двигаться дальше, определимся с нормой и патологией. Что значит хоардинг, когда мы говорим о ребенке? Уже с 2-х летнего возраста дети способны более-менее сортировать предметы и хранить их в особом месте. Они могут приносить разные сокровища с улицы и оставлять их у себя в комнате. Иногда дети довольно негативно относятся к тому, что родители пытаются убрать или выкинуть раздобытое.
Но по мере взросления страсть к различным коллекциям и собирательству у детей становится более избирательной. Они начинают собирать игрушки по определенной теме, предметы, связанные с рекламными акциями детских товаров и еды, мягкие игрушки.
70% шестилеток имеют какую-то более-менее упорядоченную коллекцию (машинки, трансформеры, барби и т.п.). Пик собирательства приходится на 10 лет, а потом оно начинает постепенно затухать. По мнению ряда исследователей, количество детей-коллекционеров (в качестве хобби) за последние 100 лет значительно уменьшилось. Так, в 1900 году коллекции того или иного рода имели около 90% детей, сейчас — только 10%.
Все выше описанное — общие тенденции. Характер коллекционирования и собирательства определяется типом личности. Некоторые дети к этому равнодушны, некоторые готовы взять вещь и с помойки, если она входит в сферу их интересов. Бывает, что дети бросают накопительное поведение после того, как им исполнится 10 лет. Некоторые же, наоборот, становятся известными коллекционерами и специалистами в области, связанной с коллекционированием. Но все это — варианты нормы.


Что должно насторожить родителей в поведении детей и что указывает на хоардинг:
1. Коллекция не имеет определенной тематики. Собирается все подряд, в том числе, то, что уже невозможно использовать (колеса, куски пластика, обрывки тряпочек). Кроме того, ребенок может просить покупать ему какие-то определенные игрушки в бесконечном количестве. Например, машинки или мягких зверюшек.
2. Ребенок собирает упаковку, картоночки, фантики, ленты от подарков, подарочную бумагу. То есть то, что не имеет прямого игрового назначения, хотя в игре потенциально может быть использовано.
3. Ребенок заявляет, что у него есть планы на все эти вещи, но никогда к ним не притрагивается и даже порой не помнит, что у него есть. Новые игрушки просто складываются в кучу или в коробку, и крайне редко либо никогда не используются в игре.
4. Ребенок довольно негативно реагирует в ответ на все попытки убрать или вообще как-то воздействовать на его сокровища.
5. Ребенок категорически отказывается отдавать игрушки, из которых он вырос и уже с ними не играет. Так, младший школьник может все еще хранить свои погремушки.
Почему они так поступают?
До недавнего времени предполагалось, что это все — от плохого обращения с детьми родителей. Если ребенку не хватает внимания или он чувствует себя тревожно, то начинает скапливать вокруг себя предметы для того, чтобы чувствовать контроль над окружающей средой.
Но далеко не все дети «плохих родителей» склонны окружать себя вещами и накапливать их в бесконечном количестве. Единственным исключением является запасание еды, возникающее у детей без признаков психического заболевания на фоне хронического пренебрежения ими. Такое может случаться в семьях лиц с зависимостью от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания), где еда для ребенка может быть не всегда доступна. Здесь запасание пищи играет роль самосохранения.
В большинстве же случаев семьи с детьми, у которых присутствуют черты хоардинга — вполне себе благополучные. Но откуда у детей из благополучных семей берется тяга к собору и хранению предметов?
Многочисленные исследования определили разницу когнитивных (познавательных) способностей здоровых детей и детей с признаками хоардинга. В ходе них выяснилось следующее:
1. Ребенок испытывает трудности в принятии решений, связанных с выбором наиболее адаптивных тактик и стратегий. Так, если ребенок держит в руках сломанную игрушку, то в случае здорового поведения он решает, можно ли ее починить, играть с ней в другом качестве, или же нельзя, и надо выкинуть. Ребенок-хоардер принимает решение «пока отложить и что-нибудь сделать». Вопроса, что конкретно сделать, у него может даже не возникать.
2. Ребенок предпочитает избегающее поведение и действует импульсивно. Если игрушка сломана, ребенок выбирает не думать о ее судьбе и просто отложить. С другой стороны, он может немедленно взять сломанную и брошенную игрушку в песочнице опять же с мыслью «когда-нибудь что-то с ней сделать или поиграть когда-нибудь».
3. У ребенка возникают сложности с поддержанием внимания. Собравшись что-то реально делать с остатками игрушки, ребенок может переключиться на другую, а затем на третью деятельность.
4. В тестах памяти маленькие хоардеры дают худшее отсроченное воспроизведение слов, чем те, кто не имеет тенденций к хоардингу. Применимо к накопительству вещей, такие дети могут просто забыть о наличии того или иного предмета в своей «кладовой» через некоторое время.
5. У таких детей наблюдаются расплывчатые визуальные стратегии воспоминания. Обычно люди, вспоминая, где они оставили ключи, представляют некую картинку окружения данного предмета. Это помогает определиться с районом поиска. У людей, склонных к хоардингу, такая картинка рисуется плохо, что затрудняет процесс поиска нужной вещи, даже если они осознали, что она у них есть.
6. У хоардеров снижена способность к организации вещей, обработке информации, вниманию, категоризации и принятию решений. Им трудно отсортировать свои накопления, разложить их по тематике и решить вопрос о необходимости сохранения данных предметов.
Все это приводит к тому, что, даже взявшись за уборку и приведение в порядок своих накоплений, ребенок застревает, начиная просто переставлять и перемещать вещи в пространстве без какой-то категоризации или другого организационного решения. В итоге перемещения приводят к новому расположению хлама в его комнате, но, увы, никак не решают проблемы в целом. Все эти особенности объясняются той самой проблемой с передней поясной извилиной.
Данные проблемы с функционированием мозга могут подтверждаться и тем, что довольно большая часть детей-хоардеров имеет трудности с формированием школьных навыков. Они могут хуже читать, неаккуратно писать или писать с ошибками, испытывать затруднения в счете. Иногда у них обнаруживаются такие нарушения когнитивных процессов, как, например, сложности ориентации в пространстве. Ребенок долго думает, где «право», где «лево», не может выполнить пространственное задание («пойди в зал и возьми там с нижней полки в шкафу красную книгу»). Однако, эти признаки не обязательны или могут быть выражены незначительно.
Хоардинг или хоррор?
Иногда поведение ребенка с симптомами хоардинга может быть осложнено другой патологией. Несмотря на то, что обычно родители уже довольно хорошо осведомлены о проблемах своего дитя, им следует обратить особое внимание, если:
1. Ребенок собирает предметы, которые могут нанести вред его здоровью, или их добыча связана с такой опасностью. Например, при сборе предметов ребенок может соприкасаться с электричеством, токсическими веществами, низкой температурой, водой или высотой.
2. Ребенок крадет или нападает на других с целью завладеть предметом для пополнения своих запасов.
3. Ребенок не занимается ничем, кроме как поиском и запасанием вещей. К другим видам деятельности равнодушен, уклоняется от социальных контактов.
4. Ребенок крайне агрессивен и может даже нападать на тех, кто просто прикасается к его накоплениям или даже говорит о них.
5. Ребенок собирает очень странные предметы, которые могут являться источником инфекции, а также просто оцениваются большинством как «отвратительные» — испражнения животных, использованные прокладки, фантики и упаковку из мусорных контейнеров.
В таких случаях ребенку необходима консультация специалиста, так как велика вероятность, что подобное «коллекционирование» не связано с хоардингом. Это может быть ряд других заболеваний, в связи с которыми ребенок должен получать специализированную помощь.
Что делать, если действительно «хоардинг»?
Сначала уточним, зачем вообще на это обращать внимание, а не просто закрыть дверь в комнату ребенка и забыть о том, что там творится. Около 44% взрослых хоардеров начали складировать дома вещи в возрасте младше 15 лет. Впоследствии это значительно сказалось на том, как сложилась их жизнь. Что и говорить, мало какой партнер выдерживает проживание среди завалов хлама. Более того, недостаток вышеназванных познавательных способностей ухудшает возможности построения карьеры и успешной жизни.
Как, наверное, вы поняли из рассказов про передне-поясную извилину, расстройство это связано с особенностями строения и работы мозга. Ранее предполагалось, что симптомы можно убрать путем применения лекарственных средств. Предлагались, в частности, антидепрессанты. Однако практика показала, что они не оказывают практически никакого влияния на страсть к сбору и хранению вещей.
Наиболее хорошо себя зарекомендовала когнитивно-бихевиоральная терапия. В 70% наблюдался хороший и стойкий эффект. В процессе терапии человека обучают конкретным навыкам организации, классификации и принятия решений.
Что могут сделать сами родители:
1. Не старайтесь избавиться от накоплений ребенка насильно, просто выкинув или раздав предметы из его коллекции. Это не решит проблемы, но тревогу у ребенка повысит. Насильное избавление может привести к ухудшению симптомов и негативному отношению к родителям.
2. Относитесь уважительно к его коллекции, обсуждайте вещи, которые в ней находятся. И хоть этот момент многие рассматривают, как потакание блажи, на самом деле это оказывает довольно благотворное влияние. Ребенок после многократных повторений и обсуждений гораздо лучше опознает обсуждаемый предмет, и может его действительно начать использовать, либо признать негодным для применения.
3. Учите ребенка классификации и организации предметов, которые он приносит или сохраняет. Эти знания дадутся ребенку не сразу, поэтому придется довольно долго делать это вместе.
4. Если ребенок приносит домой что-то грязное, обсудите с ним вопрос обеззараживания предмета. Проследите, чтобы ребенок это действительно сделал. Расскажите технологию приведения предмета в разряд безопасных и предложите подумать, нужно ли столько усилий в принципе.
5. Обсуждайте с ребенком стратегии использования вещей, с которыми он что-то когда-нибудь хочет сделать. Составьте план работы, назначьте день. Это поможет сконцентрироваться на задаче и ее исполнении.
6. Поговорите с ребенком о составлении электронной коллекции некоторых частей его запасов. Он необязательно легко согласится на это, но предложите ему держать этот вариант в голове. Некоторых детей очень увлекает идея коллекции в компьютере.
7. Предложите ребенку хранить часть коллекции в другом месте. Например, на даче, в гараже, на чердаке (если есть частный дом). Главное, чтобы это было в пределах досягаемости ребенка, и он всегда мог добраться до этого места.
8. Обратите внимание, не являетесь ли вы сами хоардером. Часто родители не обращают внимания на то, что обладают такими же завалами в своей части квартиры. Одежда «про запас» (если вдруг похудею\потолстею\выйду выкидывать мусор). Книги, которые никто не читает и не читал. Ткани на случай «когда-нибудь что-то сшить». Старые журналы, газеты и остатки косметики.
При регулярных занятиях прогноз расстройства вполне благоприятный. Главное — последовательные, доброжелательные действия, и все получится.
« Детская аллергия на глютен:симптомы и принципы...
Индия осваивает направление производства детей »
  • +9

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.