Что мамам и папам необходимо знать о лидокаине?

Когда лидокаин опасен для здоровья и почему любое медицинское вмешательство несет в себе вред и массу рисков.

Десятилетняя девочка скончалась после укола лидокаина в Омске на прошлой неделе. Ребенок проходил лечение от почечной недостаточности в нефрологическом отделении больницы. После введения внутримышечной инъекции с лидокаином девочка впала в искусственную кому из-за аллергической реакции и утром 8 апреля скончалась.
Аллергия на лидокаин бывает редко, однако аналогичные случаи были зафиксированы и ранее: в Москве в конце прошлого года умерла 36-летняя женщина, а в Якутии по той же причине скончалась журналистка Кристина Гайд.
Известный в соцсетях детский врач Сергей Бутрий взялся прокомментировать ситуацию. «Летидор» делится публикацией доктора.
В блогосфере активно кипят страсти по лидокаину.
В последние дни стали известны сразу несколько случаев негативных реакций на лидокаин, которые закончились гибелью детей и уголовным преследованием врачей и родителей.
Например, эти новости или эти.
Почитать реакцию (комментарии) врачей и пациентов на эти жуткие истории можно, например, тут или здесь.
Что я сам могу добавить по сабжу:
1) Лидокаин — это лекарственное вещество, обладающее обезболивающим эффектом и применяемое в медицине, среди прочего, как препарат для разведения некоторых болезненных внутримышечных антибиотиков (они продаются в виде порошка во флакончике, который надо развести перед применением водой, новокаином или лидокаином). В определенном смысле разводить на лидокаине внутримышечный антибиотик гораздо лучше, чем разводить его на воде для инъекций, так как мы уменьшаем уровень боли от этой манипуляции для ребенка. Но в плане риска побочных реакций на лидокаин (весьма редких, кстати) тут не все однозначно.
2) Любое лекарственное вещество (как и почти любое вообще вещество) может иногда вызывать анафилаксии или идиосинкразии. Это факт. Поэтому мы и говорим, что медицинское вмешательство — это риск, и он должен быть оправдан (нельзя рисковать без строгих показаний).
Особенно огорчает, что во всех этих случаях наверняка можно было обойтись не только без внутримышечных антибиотиков, но и без антибиотиков в принципе.
3) Пероральные антибиотики гораздо предпочтительнее внутримышечных, как по эффекту, так и по соотношению польза/риск. Колоть ребенку антибиотик в мышцу нужно, только если у него рвота или если он без сознания. Практика обязательных внутримышечных инъекций антибиотика в стационаре (а нередко и в поликлинике) — большое зло, от нее следует избавляться (см. предыдущий пост в этой группе) не только из-за неоправданной боли, но и из-за высокого риска осложнений от внутримышечных препаратов.
4) Лидокаин, помимо анафилаксии, может вызывать передозировку, которая проявляется замедлением, перебоями или остановкой сердечного ритма. Пикантности ситуации добавляет то, что в России в безрецептурном доступе есть два вида лидокаина: 10% и 2%, а для разведения нужен 1% (то есть двухпроцентный нужно разводить водой в пропорции 1:1, чтобы получить 1%) и эти два вида легко перепутать, что приведет к передозировке.
5) Никакого способа предсказать или предотвратить анафилаксию нет (по ссылкам написана журналистская чушь, для разогрева градуса истерии; не верьте). Подробнее читайте тут. Нет проб, нет анализов, нет ничего. И это очень плохая новость, как для пациентов, так и для врачей.
А значит, винить врача в смерти ребенка от лидокаина — несправедливо, хотя наши суды это обычно не останавливает. Это ужасная трагедия, но врач в ней не виноват; она произошла ни по чьей вине — сама по себе.
Максимум, в чем виноват врач — в том, что можно было обойтись без инъекций. Но наказывать за это тюрьмой — это явный перебор.
6) А вот способ предотвратить передозировку лидокаином есть, и он простой: надо учить матчасть и читать инструкции к препаратам.
Какие выводы:
а) не надо назначать детям антибиотики без показаний;
б) не надо назначать детям, которым все же нужны антибиотики, внутримышечные инъекции антибиотиков без показаний;
в) не надо теперь истерить и бояться лидокаина, антибиотиков или врачей. Статистически риск погибнуть, переходя дорогу на зеленый, гораздо выше, чем риск погибнуть от лидокаина при правильном его применении.
И последнее. Помните, что любое медицинское вмешательство несет в себе вред и массу рисков.
Поэтому вмешиваться надо тогда, когда вред от невмешательства превышает вред от вмешательства. Где лежит эта тонкая грань — наверняка не знает никто, но максимально точно сможет определить только (хороший) врач. Найдите хорошего врача и доверяйте ему.
Источник
« Идеи пасхальных поделок
Дети – маленькие космонавты на нашей планете »
  • +21

    Нравится тема? Поддержи сайт, нажми:


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Парэнтерально антибиотики назначают в тяжелых случаях, когда имеется угроза жизни(} например, при сепсисе) и надо доставить препарат максимально быстро в очаг инфекции и в максимальной дозировке; да и многие антибиотики не имеют пероральных форм
  • Поделиться комментарием
0
с лидокаином любому человеку нужно быть осторожным. если вы вынуждены испльзовать этот препарат как обезбаливоющее, у вас под рукой должны быть купирующие лекарства от побочных явлений как реланиум или сибазон + супрастин или тавегил в одном шприце. чаще всего при непереносимости лидокаина можно получить анафилактический шок, от которого выживают 50/50. большинство умирают от не умелых и не способных к выводу острадавшего в такой ситуации.
  • Поделиться комментарием
0
Да, лидокаин у меня вызвал аллергическую реакцию. Я лечила зубы и мне врач сделал укол для обезболивания. Хорошо, что я недалеко отошла от больницы. Я потеряла сознание.Распухло лицо.Успели вовремя мне оказать помощь.
  • Поделиться комментарием