Творческая пища как залог душевного здоровья
Детское творчество, а вернее, врожденная потребность в нем, можно сравнить по аналогии с потребностью в пище.
Точно так же, как физическое здоровье человека не может сохраняться без еды, так же и наше душевное здоровье нуждается в творческой пище. Знакомство ребенка с различными материалами и техниками — не более, чем подспорье для развития его естественного стремления проявить свою творческую энергию. И подобно тому, как заботливые родители знакомят детей с различными продуктами, они могут предоставлять ребенку определенные возможности и создавать для него элементы творческой среды, следуя принципам здорового творческого прикорма.
1. Готовность к прикорму
Как известно, основной сигнал к началу прикорма — истинный пищевой интерес, который отличается от простого любопытства четырехмесячного ребенка, который любой предмет активно засовывает в рот. Творческий интерес также отличается от любопытства маленького первооткрывателя, поэтому нет никакой спешки, чтобы начинать учить полугодовалого малыша рисовать ладошками, а годовалого — лепить колбаски. Тем более, и ладошки, и колбаски слабо связаны с творчеством в принципе — сами по себе эти занятия могут скорее называться игрой с материалами, точно так же, как малыш пытается играть и с едой за столом и со всеми окружающими его предметами. Творчество рождается там, где появилась жажда в самовыражении, и хотя марание — закономерный этап, предваряющий его появление, тем не менее, это еще не творчество в его настоящем виде, и бежать покупать тонны материалов для ребенка, только научившегося оставлять след на бумаге — рано, лучше подождать.
2. Базовые продукты
В каждой стране есть свои традиции прикорма, основанные на том, что дети в первую очередь знакомятся с произрастающими и производящимися в стране продуктами. Так же и знакомство с творческими материалами поначалу не требует большого разнообразия. Начинать стоит с самого простого: карандаши/мелки, краски (акварель, гуашь), материал для лепки и т. п. без необычных свойств. Плавающий, светящийся пластилин, перламутровая краска — эти «блюда» годятся для гурманов более старшего возраста, ведь маленькому ребенку интересно познавать мир «с нуля», он ощупывает, обнюхивает, пробует на зуб различные вещи с целью понять их истинные свойства.
3. Контроль качества
Точно так же, как мы стараемся обеспечить детей наиболее здоровой и качественной пищей, так и творческие материалы должны быть достаточно высокого качества. К сожалению, то, что продают в детских магазинах чаще всего напоминает бутафорию, а не материалы, будто бы производители считают, что маленькие дети не заслуживают лучшего, раз они еще не настоящие творцы. Но как увидеть красоту рисунка, если краски при смешивании образуют некрасивые, грязные оттенки, а бумага в альбоме промокает насквозь? Как вылепить что-то, если пластилин «кислотного» цвета слишком твердый для детских ручек, несмотря на название типа «малыш», или, наоборот, крошится в руках, но не мнется… Тут родителям также приходится самим становиться экспертом и выбирать методом проб и ошибок лучшее.
4. Малые дозы
Творческий прикорм, как и пищевой, логично начинать с малых доз. Так же, как детям поначалу предлагают попробовать только один продукт и в малом количестве, ведь их желудок не в состоянии переварить больше, так же маленьким творцам предлагают, к примеру, краску одного цвета в небольшой баночке, постепенно и очень медленно вводя новые творческие элементы. Притом, важно следить, чтобы с возрастом количество материалов не стало зашкаливающе бесчисленным, это не стимулирует творчество, а только вносит сумятицу в мысли.
5. Пример взрослых
Дети лучше всего учатся через подражание, поэтому если мы хотим привить детям любовь к творчеству, нужно лишь только подавать им достойный пример — не просто садиться порисовать для ребенка, а иметь собственные творческие занятия, которые он мог бы наблюдать в повседневной жизни.
6. Семья за столом
Всем известна польза совместных обедов для укрепления семьи. Однако, семейное творчество — не менее эффективный способ укрепления привязанности. Осталось только найти варианты для совместных занятий и сделать это приятной традицией.
7. Ненавязчивость
Ребенку не стоит предлагать больше, чем он действительно хочет съесть. Точно так же не стоит и упрашивать ребенка порисовать или полепить, доверяя ему самостоятельно ощутить свою потребность в самовыражении. Уговоры и награды за творческие занятия переносят их из ранга потребности в сферу удовлетворения желаний родителей.
8. Снисходительность
Давайте будем игнорировать детские оплошности (разлил, запачкал), а также проявлять снисходительность к детским «ошибкам» — невозможно сотворить что-то неправильно, изобразить «не так», ведь все это является продуктом творчества, а значит, ребенок имеет полное право на авторский взгляд на вещи, право учиться и совершенствоваться самостоятельно.
9. Нет — фаст-фуду!
Еда быстрого приготовления вредна для здоровья, а детского — особенно. Эти блюда кажутся очень вкусными за счет повышенного содержания в них сахара, соли и вкусовых добавок, что порождает желание есть их и впредь, снова и снова. В то же время, здоровая пища начинает казаться пресной. Точно так же происходит и когда дети получают часто и помногу «блюда» творческого фаст-фуда — раскраски, готовые творческие наборы и т.п. Эти вещи часто выглядят очень ярко и привлекательно, обещая быстрый и эффектный результат за минимальное время и с минимальными усилиями, но губят на корню творческие способности ребенка. Поэтому, как и пищевым фаст-фудом, злоупотреблять ими не нужно.
10. Кормить по аппетиту
Иногда дети отказываются от пищи по непонятной причине, несмотря на все попытки их накормить. Обычно позже оказывается, что ребенок приболел, и поэтому организм, бросивший все ресурсы на борьбу с вирусами, временно начал потреблять меньше пищи, чтобы не тратить лишние силы на ее переваривание.
Творческий прикорм также возможен только в здоровом состоянии — не тела, а души. Потребность в самовыражении находится на самой верхушке пирамиды потребностей, а это значит, что энергия может реализовываться в творчестве только тогда, когда все базовые потребности (голод, безопасность, привязанность и т.п.) удовлетворены. В состоянии стресса нет места творчеству, но и в этом случае творчество, тем не менее, приходит на помощь в виде одного из целительных средств — арт-терапии.
Важное отличие творческого прикорма от пищевого все же состоит в том, что детское творчество во многом — игра, а значит, к нему неприменимы правила о чистоте и гигиеничности, режиме и соблюдению этикета. Творить можно и нужно на полу, в ванной, на стенах и даже собственном теле! Задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить безопасность — квартиры от разрушений, а ребенка от собственного гнева)) Так что запасаемся укрывными материалами, раздеваем ребенка и включаем в планы принятие ванны после творческого порыва.
Приятного аппетита!
Елена Енгалычевская
1. Готовность к прикорму
Как известно, основной сигнал к началу прикорма — истинный пищевой интерес, который отличается от простого любопытства четырехмесячного ребенка, который любой предмет активно засовывает в рот. Творческий интерес также отличается от любопытства маленького первооткрывателя, поэтому нет никакой спешки, чтобы начинать учить полугодовалого малыша рисовать ладошками, а годовалого — лепить колбаски. Тем более, и ладошки, и колбаски слабо связаны с творчеством в принципе — сами по себе эти занятия могут скорее называться игрой с материалами, точно так же, как малыш пытается играть и с едой за столом и со всеми окружающими его предметами. Творчество рождается там, где появилась жажда в самовыражении, и хотя марание — закономерный этап, предваряющий его появление, тем не менее, это еще не творчество в его настоящем виде, и бежать покупать тонны материалов для ребенка, только научившегося оставлять след на бумаге — рано, лучше подождать.
2. Базовые продукты
В каждой стране есть свои традиции прикорма, основанные на том, что дети в первую очередь знакомятся с произрастающими и производящимися в стране продуктами. Так же и знакомство с творческими материалами поначалу не требует большого разнообразия. Начинать стоит с самого простого: карандаши/мелки, краски (акварель, гуашь), материал для лепки и т. п. без необычных свойств. Плавающий, светящийся пластилин, перламутровая краска — эти «блюда» годятся для гурманов более старшего возраста, ведь маленькому ребенку интересно познавать мир «с нуля», он ощупывает, обнюхивает, пробует на зуб различные вещи с целью понять их истинные свойства.
3. Контроль качества
Точно так же, как мы стараемся обеспечить детей наиболее здоровой и качественной пищей, так и творческие материалы должны быть достаточно высокого качества. К сожалению, то, что продают в детских магазинах чаще всего напоминает бутафорию, а не материалы, будто бы производители считают, что маленькие дети не заслуживают лучшего, раз они еще не настоящие творцы. Но как увидеть красоту рисунка, если краски при смешивании образуют некрасивые, грязные оттенки, а бумага в альбоме промокает насквозь? Как вылепить что-то, если пластилин «кислотного» цвета слишком твердый для детских ручек, несмотря на название типа «малыш», или, наоборот, крошится в руках, но не мнется… Тут родителям также приходится самим становиться экспертом и выбирать методом проб и ошибок лучшее.
4. Малые дозы
Творческий прикорм, как и пищевой, логично начинать с малых доз. Так же, как детям поначалу предлагают попробовать только один продукт и в малом количестве, ведь их желудок не в состоянии переварить больше, так же маленьким творцам предлагают, к примеру, краску одного цвета в небольшой баночке, постепенно и очень медленно вводя новые творческие элементы. Притом, важно следить, чтобы с возрастом количество материалов не стало зашкаливающе бесчисленным, это не стимулирует творчество, а только вносит сумятицу в мысли.
5. Пример взрослых
Дети лучше всего учатся через подражание, поэтому если мы хотим привить детям любовь к творчеству, нужно лишь только подавать им достойный пример — не просто садиться порисовать для ребенка, а иметь собственные творческие занятия, которые он мог бы наблюдать в повседневной жизни.
6. Семья за столом
Всем известна польза совместных обедов для укрепления семьи. Однако, семейное творчество — не менее эффективный способ укрепления привязанности. Осталось только найти варианты для совместных занятий и сделать это приятной традицией.
7. Ненавязчивость
Ребенку не стоит предлагать больше, чем он действительно хочет съесть. Точно так же не стоит и упрашивать ребенка порисовать или полепить, доверяя ему самостоятельно ощутить свою потребность в самовыражении. Уговоры и награды за творческие занятия переносят их из ранга потребности в сферу удовлетворения желаний родителей.
8. Снисходительность
Давайте будем игнорировать детские оплошности (разлил, запачкал), а также проявлять снисходительность к детским «ошибкам» — невозможно сотворить что-то неправильно, изобразить «не так», ведь все это является продуктом творчества, а значит, ребенок имеет полное право на авторский взгляд на вещи, право учиться и совершенствоваться самостоятельно.
9. Нет — фаст-фуду!
Еда быстрого приготовления вредна для здоровья, а детского — особенно. Эти блюда кажутся очень вкусными за счет повышенного содержания в них сахара, соли и вкусовых добавок, что порождает желание есть их и впредь, снова и снова. В то же время, здоровая пища начинает казаться пресной. Точно так же происходит и когда дети получают часто и помногу «блюда» творческого фаст-фуда — раскраски, готовые творческие наборы и т.п. Эти вещи часто выглядят очень ярко и привлекательно, обещая быстрый и эффектный результат за минимальное время и с минимальными усилиями, но губят на корню творческие способности ребенка. Поэтому, как и пищевым фаст-фудом, злоупотреблять ими не нужно.
10. Кормить по аппетиту
Иногда дети отказываются от пищи по непонятной причине, несмотря на все попытки их накормить. Обычно позже оказывается, что ребенок приболел, и поэтому организм, бросивший все ресурсы на борьбу с вирусами, временно начал потреблять меньше пищи, чтобы не тратить лишние силы на ее переваривание.
Творческий прикорм также возможен только в здоровом состоянии — не тела, а души. Потребность в самовыражении находится на самой верхушке пирамиды потребностей, а это значит, что энергия может реализовываться в творчестве только тогда, когда все базовые потребности (голод, безопасность, привязанность и т.п.) удовлетворены. В состоянии стресса нет места творчеству, но и в этом случае творчество, тем не менее, приходит на помощь в виде одного из целительных средств — арт-терапии.
Важное отличие творческого прикорма от пищевого все же состоит в том, что детское творчество во многом — игра, а значит, к нему неприменимы правила о чистоте и гигиеничности, режиме и соблюдению этикета. Творить можно и нужно на полу, в ванной, на стенах и даже собственном теле! Задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить безопасность — квартиры от разрушений, а ребенка от собственного гнева)) Так что запасаемся укрывными материалами, раздеваем ребенка и включаем в планы принятие ванны после творческого порыва.
Приятного аппетита!
Елена Енгалычевская
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.