"Я сотворю себе кумира и идеальные черты...": психологические ситуации
Есть ребята, все сознание которых сосредотачивается на одном человеке. «Абсолютно Идеальный Субъект!» – так назвал этого человека один юноша. Обычно в этом образе концентрируются черты, которые не развиты у подростка и которые он хочет развить у себя в ускоренном режиме.
Хочу познакомиться с певицей!
Из дневника пятнадцатилетней Маши:
«Впервые увидев певицу К., я была потрясена, какая она красивая, сколько в ней энергии, сияния! Какая она свободная и раскованная! Я подумала: «А ведь она лишь чуть-чуть старше меня! Мы могли бы с ней дружить!» С тех пор я загорелась идеей с ней познакомиться! Мне кажется, мы очень близки по духу, она меня поймет! Представьте: стоит мне только о чем-нибудь подумать, как она поет об этом в своей песне! Она будто читает мои мысли! Мне кажется, я бы ради нее все, что угодно, сделала! Открыла бы новый химический элемент или звезду и назвала бы ее именем! Меня саму удивляют глупости, которыми я занимаюсь каждый день, но остановиться не могу. Когда я еду в школу на метро, я представляю, что вот сейчас она войдет в мой вагон. Я, конечно, отдаю себе отчет в том, что она на метро не ездит. А с другой стороны, почему бы и нет? Она ведь студентка, у нее тоже по утрам занятия! Я ездила в ее институт, умудрилась проскочить внутрь мимо охранника, пила чай в буфете и все ждала, ждала. Потом ходила по коридорам и думала о том, что и она здесь часто ходит. Это было потрясающе! А однажды мне приснился сон, что я встретила ее, и мы с ней разговаривали. Все это происходило в огромном доме, усыпанном бриллиантами. Только вот о чем разговаривали, не помню. И я написала ей письмо. Теперь сама не рада: постоянно жду ответа, каждое утро с трепетом бегу к почтовому ящику!»
Автор этих строк, Маша – девушка замкнутая, неуверенная в себе. Она интроверт и боится выступать публично. У доски она втягивает голову в плечи, не смотрит ни на учителя, ни на ребят, говорит тихо, зато контрольные пишет отлично.
Маша рассказала о своих мечтах:
— Хочу быть раскованной, смелой, красивой. Хочу водить
машину, много путешествовать. Хочу не бояться людей, легко вступать в общение. Одним словом, надо избавиться от комплексов!
Маша не знала, каким образом всего этого достичь. И тут на экране телевизора увидела певицу, у которой есть все то, чего так не хватает ей! Она поет, танцует перед огромным количеством зрителей и нисколько не стесняется! До появления этой певицы Маша смутно осознавала, как решить свои проблемы и избавиться от комплексов. Но когда она увидела певицу К., случилось прозрение: «Вот она, идеальная девушка! Хочу быть такой!»
Однако Маша не сумела правильно распорядиться ситуацией. Она стала все больше погружаться в вымышленный мир, путаться, нервничать и в результате стала еще более замкнутой. Мне удалось поговорить с девушкой на волнующую ее тему.
— Ты хочешь познакомиться с этой певицей? — спросила я.
— Да. Мне это необходимо! – ответила Маша.
— И для чего? Что вы будете с ней вместе делать?
— Я ей расскажу, как я ей восхищаюсь! – сказала Маша и замолчала.
— Но она уже это слышала от многих людей. Ее этим не удивишь! Лучше ответь, зачем твоей певице понадобишься конкретно ты? Какая ей от тебя польза и зачем ей тратить на тебя свое время?
— Не знаю. Наверное, незачем, – смутилась Маша.
— Понимаешь, ты должна точно определить, какую роль любимая певица играет в твоей жизни. Ты слушаешь ее песни, смотришь на нее, восхищаешься ею, получаешь положительные эмоции. Но ведь ты, наверное, хочешь и научиться у нее чему-то?
— Да! – охотно согласилась Маша. – Я хочу стать такой же, как она, чтобы
мной тоже восхищались!
— Вот и считай, что она твоя учительница! –
посоветовала я. – Постарайся перенять ее манеру говорить, ее жесты, улыбайся, как она! Стань такой же общительной, приветливой, раскованной! Самое хорошее, что ты можешь сделать для К., – изменить свою жизнь в лучшую сторону благодаря ее творчеству! А потом напиши ей письмо и расскажи, как ее творчество помогло тебе, как сделало тебя хорошим человеком. И она будет довольна. Только не жди ответа, не нагружай ее! Ее задача – петь и танцевать для тебя и дарить тебе энергию своей души. А твоя задача как благодарного зрителя – принять эту энергию и извлечь максимальную пользу для своей жизни.
Вот так мы все расставили по своим местам. Маша перестала нервничать и искать певицу в метро. Она записала клипы К. на видеокассету и стала учиться у нее свободно держаться, красиво двигаться и даже петь. Это оказалось полезнее, чем занятия с психологом. Жизнь Маши круто изменилась, она похорошела, сделала себе модную прическу, стала смелее в общении.
Моя героиня
Шестнадцатилетняя Таня рассказывает:
— Однажды учительница мне сказала: «У нас будет классный час, посвященный великим женщинам. Сделай, пожалуйста, доклад о Жанне д’Арк»! Я резко отказалась, даже нагрубила, а учительница не поняла, почему, – рассказала мне Таня. – Все дело в том, что Жанна д’Арк – это смысл моей жизни, я никогда не расстаюсь с книгой о ней! Мне очень трудно произносить ее имя вслух, это все равно, что вывернуть душу наизнанку! Я постоянно общаюсь с ней в мыслях, она очень сильная, она мне помогает!
У Тани богатый и очень деспотичный отец, который всю семью подчинил себе. Он сам выбрал Тане и школу, и институт, и даже человека, за которого собирался выдать ее замуж: Танин потенциальный жених был его деловым партнером. Таня хотела освободиться от влияния отца. И чтобы набраться сил, должна была найти пример для подражания. Этим примером стала Жанна д’Арк.
— Однажды летом родители повезли меня в Париж, – рассказывает Таня. – Я тогда плохо себя чувствовала, была всем недовольна. Однажды мы во-шли в Собор Парижской Богоматери. «Ну, обычный собор! – подумала я. – Сколько я таких уже видела!» И вдруг почувствовала тепло за спиной – обернулась и увидела… Жанну д’Арк! Это была статуя, возле нее горели свечи. И тогда я стала молиться! Я не была католичкой, но что-то на меня нашло. Я просила Жанну исполнить мое желание, чтобы отец оставил меня в покое, и я могла сама решать свою судьбу. И вдруг услышала: «Да!» Ну, может, не услышала, но сразу поняла это. Жанна будто подарила мне теплый сияющий шарик, сгусток света. И случилось чудо! С этого дня отец начал считаться с моим мнением. Он больше не подавляет меня! Спасибо Жанне!
Держите учительницу!
История Оли и Кати более прозаичная. Они полюбили учительницу танцев в Доме творчества.
— В школе все учителя серенькие, не на кого взглянуть! – рассказывала Оля. – А Кристина Павловна такая красавица!
Девочки атаковали преподавательницу своим вниманием. После занятий они провожали ее домой, постоянно звонили ей по телефону, напрашивались к ней в гости. Кристина Павловна не знала, куда деваться: они не давали ей прохода! Бедной учительнице пришлось сменить место работы.
Случилось ужасное!
Внезапно вспыхнувшая любовь едва не довела пятнадцатилетнего Диму до самоубийства.
— Со мной случилось ужасное! – произнес Дима в отчаянии. – Я влюбился в мальчика!
Когда мы с ним спокойно поговорили, все оказалось не так страшно. Дима с детства был болезненным, самым маленьким в классе, физически слабым, но никто его никогда за это не осуждал, потому что он учился на одни пятерки. И вдруг к ним в класс пришел новенький парень Саша, высокий, красивый и мускулистый. На уроке физкультуры он всех поразил: делал такие упражнения, которые не давались никому, даже учителю. Все девочки были от Саши в восторге, да и он обожал девочек, смело общался с ними.
— Я тоже заставляю себя влюбиться в девочку, но у меня ничего не получается! – страдал Дима. – Мне нравится Саша, я думаю только о нем! У меня неправильная ориентация! Меня будут презирать, изгонять из любого общества! Зачем мне жить?
Я объяснила Диме, что такие вещи вполне нормальны в его возрасте и они никак не связаны с его сексуальной ориентацией. Дима не может влюбиться в девушку, потому что он сам не нашел себя как мужчина, он ощущает себя бесполым существом.
Дело в том, что многие подростки естественно приобретают черты, свойственные своему полу, а Дима не из этих счастливчиков, ему предстоит поработать над собой. Он растет без отца. Мама и бабушка ласкают и опекают его слишком сильно. Учится Дима у учителей-женщин, окончил музыкальную школу, где тоже преподавали женщины. Неудивительно, что женщины ему надоели, и его тянет к мужчинам. Именно мужчины являются для него загадкой! А Саша – ярко выраженный мужчина даже в свои пятнадцать лет!
Кончилась эта история хорошо. Дима подружился с Сашей, многому у него научился и достаточно рано женился, даже раньше, чем друг. Через несколько лет я узнала, что Дима счастлив в семейной жизни, растит дочь.
Посвятим кумиру стихи!
Как родителям реагировать на то, что в жизни ребенка появился кумир? Прежде всего, не паниковать. Разговор о кумире – это хороший способ развить доверительные отношения с ребенком. Живо интересуйтесь всеми подробностями жизни и творчества певца, актера или другого предмета обожания вашего ребенка. Когда подросток решит с вами пооткровенничать, ни в коем случае не обрывайте его:
— Не могу больше об этом слышать!
Кумир, несомненно, приносит пользу, он дает ребенку то, в чем тот сейчас сильно нуждается. Если кумир преподаватель – это вообще чудо! Подросток будет знать его предмет идеально! Если кумир – известная личность, можно подобрать о нем статьи и видеозаписи, которые тоже помогут ребенку развить нужные черты. Если кумир уже умер, можно вместе носить ему на могилу цветы, говорить о нем. Только не допускайте одержимости!
Мальчик Игорь был уверен, что именно в него переселилась душа умершего артиста, а девочка Света утверждала, что дух одного писателя постоянно спускается к ней и диктует книги. Это больше похоже на фантазии, чем на психическое заболевание, но все же родители должны помочь юным философам найти свое место в пространстве и времени. Им надо объяснить, что они совершенно другие личности с другой судьбой.
Что касается ныне здравствующих кумиров, то подросток должен знать правила общения с ними. Во-первых, никакого раболепия. Нельзя посвящать кумиру всю жизнь без остатка. Наоборот, надо стремиться достичь его уровня, чтобы при внезапной встрече общаться с ним на равных. Во-вторых, не надо навязываться! Право кумира на частную жизнь надо уважать! Нельзя везде за ним ходить, часто звонить ему, проявлять по отношению к нему агрессию: обнимать, дергать за одежду, требовать внимания и каких-то услуг. Да, артисты нуждаются в восхищении поклонников, но выражать восторги надо культурно. Можно дарить цветы, даже нужно писать восхищенные письма, но без каких-либо требований и обид.
Пусть кумир вдохновляет ребенка на творчество. Ему можно посвящать стихи, песни, картины, музыку, рассказы. Можно даже все это ему преподнести, но ненавязчиво, не требуя встречных знаков внимания.
Нужно помнить, что личное знакомство с кумиром не всегда полезно, оно может и разочаровать. Одна девушка многие годы сходила с ума по эстрадному певцу, и однажды ей удалось подняться к нему на сцену, чтобы попросить автограф.
— Меня неприятно поразил толстый слой грима на его лице и накрашенные губы, – после призналась девушка. – Он был совершенно чужой, он даже не смотрел мне в глаза, и биополе у него было неприятным. И тогда я рассердилась на себя: «Что я унижаюсь перед каким-то посторонним мужчиной?»
Что же, выходит, лучше заблуждаться, чем узнать правду? В случае с кумиром это так.
Абсолютно Идеальный Субъект – это фантазия, которая может способствовать развитию школьника. Однако главное, чтобы любовь к кумиру не переходила в одержимость, а подросток вовремя понял: с живыми людьми общаться гораздо интереснее, чем с фантазиями.
Автор статьи: Юлия ДЖУММ, психолог
Рисунки: Юлия БАЛАБАНОВА
Из дневника пятнадцатилетней Маши:
«Впервые увидев певицу К., я была потрясена, какая она красивая, сколько в ней энергии, сияния! Какая она свободная и раскованная! Я подумала: «А ведь она лишь чуть-чуть старше меня! Мы могли бы с ней дружить!» С тех пор я загорелась идеей с ней познакомиться! Мне кажется, мы очень близки по духу, она меня поймет! Представьте: стоит мне только о чем-нибудь подумать, как она поет об этом в своей песне! Она будто читает мои мысли! Мне кажется, я бы ради нее все, что угодно, сделала! Открыла бы новый химический элемент или звезду и назвала бы ее именем! Меня саму удивляют глупости, которыми я занимаюсь каждый день, но остановиться не могу. Когда я еду в школу на метро, я представляю, что вот сейчас она войдет в мой вагон. Я, конечно, отдаю себе отчет в том, что она на метро не ездит. А с другой стороны, почему бы и нет? Она ведь студентка, у нее тоже по утрам занятия! Я ездила в ее институт, умудрилась проскочить внутрь мимо охранника, пила чай в буфете и все ждала, ждала. Потом ходила по коридорам и думала о том, что и она здесь часто ходит. Это было потрясающе! А однажды мне приснился сон, что я встретила ее, и мы с ней разговаривали. Все это происходило в огромном доме, усыпанном бриллиантами. Только вот о чем разговаривали, не помню. И я написала ей письмо. Теперь сама не рада: постоянно жду ответа, каждое утро с трепетом бегу к почтовому ящику!»
Маша рассказала о своих мечтах:
— Хочу быть раскованной, смелой, красивой. Хочу водить
машину, много путешествовать. Хочу не бояться людей, легко вступать в общение. Одним словом, надо избавиться от комплексов!
Маша не знала, каким образом всего этого достичь. И тут на экране телевизора увидела певицу, у которой есть все то, чего так не хватает ей! Она поет, танцует перед огромным количеством зрителей и нисколько не стесняется! До появления этой певицы Маша смутно осознавала, как решить свои проблемы и избавиться от комплексов. Но когда она увидела певицу К., случилось прозрение: «Вот она, идеальная девушка! Хочу быть такой!»
Однако Маша не сумела правильно распорядиться ситуацией. Она стала все больше погружаться в вымышленный мир, путаться, нервничать и в результате стала еще более замкнутой. Мне удалось поговорить с девушкой на волнующую ее тему.
— Ты хочешь познакомиться с этой певицей? — спросила я.
— Да. Мне это необходимо! – ответила Маша.
— И для чего? Что вы будете с ней вместе делать?
— Я ей расскажу, как я ей восхищаюсь! – сказала Маша и замолчала.
— Но она уже это слышала от многих людей. Ее этим не удивишь! Лучше ответь, зачем твоей певице понадобишься конкретно ты? Какая ей от тебя польза и зачем ей тратить на тебя свое время?
— Не знаю. Наверное, незачем, – смутилась Маша.
— Понимаешь, ты должна точно определить, какую роль любимая певица играет в твоей жизни. Ты слушаешь ее песни, смотришь на нее, восхищаешься ею, получаешь положительные эмоции. Но ведь ты, наверное, хочешь и научиться у нее чему-то?
— Да! – охотно согласилась Маша. – Я хочу стать такой же, как она, чтобы
мной тоже восхищались!
— Вот и считай, что она твоя учительница! –
посоветовала я. – Постарайся перенять ее манеру говорить, ее жесты, улыбайся, как она! Стань такой же общительной, приветливой, раскованной! Самое хорошее, что ты можешь сделать для К., – изменить свою жизнь в лучшую сторону благодаря ее творчеству! А потом напиши ей письмо и расскажи, как ее творчество помогло тебе, как сделало тебя хорошим человеком. И она будет довольна. Только не жди ответа, не нагружай ее! Ее задача – петь и танцевать для тебя и дарить тебе энергию своей души. А твоя задача как благодарного зрителя – принять эту энергию и извлечь максимальную пользу для своей жизни.
Вот так мы все расставили по своим местам. Маша перестала нервничать и искать певицу в метро. Она записала клипы К. на видеокассету и стала учиться у нее свободно держаться, красиво двигаться и даже петь. Это оказалось полезнее, чем занятия с психологом. Жизнь Маши круто изменилась, она похорошела, сделала себе модную прическу, стала смелее в общении.
Моя героиня
Шестнадцатилетняя Таня рассказывает:
— Однажды учительница мне сказала: «У нас будет классный час, посвященный великим женщинам. Сделай, пожалуйста, доклад о Жанне д’Арк»! Я резко отказалась, даже нагрубила, а учительница не поняла, почему, – рассказала мне Таня. – Все дело в том, что Жанна д’Арк – это смысл моей жизни, я никогда не расстаюсь с книгой о ней! Мне очень трудно произносить ее имя вслух, это все равно, что вывернуть душу наизнанку! Я постоянно общаюсь с ней в мыслях, она очень сильная, она мне помогает!
У Тани богатый и очень деспотичный отец, который всю семью подчинил себе. Он сам выбрал Тане и школу, и институт, и даже человека, за которого собирался выдать ее замуж: Танин потенциальный жених был его деловым партнером. Таня хотела освободиться от влияния отца. И чтобы набраться сил, должна была найти пример для подражания. Этим примером стала Жанна д’Арк.
— Однажды летом родители повезли меня в Париж, – рассказывает Таня. – Я тогда плохо себя чувствовала, была всем недовольна. Однажды мы во-шли в Собор Парижской Богоматери. «Ну, обычный собор! – подумала я. – Сколько я таких уже видела!» И вдруг почувствовала тепло за спиной – обернулась и увидела… Жанну д’Арк! Это была статуя, возле нее горели свечи. И тогда я стала молиться! Я не была католичкой, но что-то на меня нашло. Я просила Жанну исполнить мое желание, чтобы отец оставил меня в покое, и я могла сама решать свою судьбу. И вдруг услышала: «Да!» Ну, может, не услышала, но сразу поняла это. Жанна будто подарила мне теплый сияющий шарик, сгусток света. И случилось чудо! С этого дня отец начал считаться с моим мнением. Он больше не подавляет меня! Спасибо Жанне!
Держите учительницу!
— В школе все учителя серенькие, не на кого взглянуть! – рассказывала Оля. – А Кристина Павловна такая красавица!
Девочки атаковали преподавательницу своим вниманием. После занятий они провожали ее домой, постоянно звонили ей по телефону, напрашивались к ней в гости. Кристина Павловна не знала, куда деваться: они не давали ей прохода! Бедной учительнице пришлось сменить место работы.
Случилось ужасное!
Внезапно вспыхнувшая любовь едва не довела пятнадцатилетнего Диму до самоубийства.
— Со мной случилось ужасное! – произнес Дима в отчаянии. – Я влюбился в мальчика!
Когда мы с ним спокойно поговорили, все оказалось не так страшно. Дима с детства был болезненным, самым маленьким в классе, физически слабым, но никто его никогда за это не осуждал, потому что он учился на одни пятерки. И вдруг к ним в класс пришел новенький парень Саша, высокий, красивый и мускулистый. На уроке физкультуры он всех поразил: делал такие упражнения, которые не давались никому, даже учителю. Все девочки были от Саши в восторге, да и он обожал девочек, смело общался с ними.
— Я тоже заставляю себя влюбиться в девочку, но у меня ничего не получается! – страдал Дима. – Мне нравится Саша, я думаю только о нем! У меня неправильная ориентация! Меня будут презирать, изгонять из любого общества! Зачем мне жить?
Я объяснила Диме, что такие вещи вполне нормальны в его возрасте и они никак не связаны с его сексуальной ориентацией. Дима не может влюбиться в девушку, потому что он сам не нашел себя как мужчина, он ощущает себя бесполым существом.
Дело в том, что многие подростки естественно приобретают черты, свойственные своему полу, а Дима не из этих счастливчиков, ему предстоит поработать над собой. Он растет без отца. Мама и бабушка ласкают и опекают его слишком сильно. Учится Дима у учителей-женщин, окончил музыкальную школу, где тоже преподавали женщины. Неудивительно, что женщины ему надоели, и его тянет к мужчинам. Именно мужчины являются для него загадкой! А Саша – ярко выраженный мужчина даже в свои пятнадцать лет!
Кончилась эта история хорошо. Дима подружился с Сашей, многому у него научился и достаточно рано женился, даже раньше, чем друг. Через несколько лет я узнала, что Дима счастлив в семейной жизни, растит дочь.
Посвятим кумиру стихи!
Как родителям реагировать на то, что в жизни ребенка появился кумир? Прежде всего, не паниковать. Разговор о кумире – это хороший способ развить доверительные отношения с ребенком. Живо интересуйтесь всеми подробностями жизни и творчества певца, актера или другого предмета обожания вашего ребенка. Когда подросток решит с вами пооткровенничать, ни в коем случае не обрывайте его:
— Не могу больше об этом слышать!
Кумир, несомненно, приносит пользу, он дает ребенку то, в чем тот сейчас сильно нуждается. Если кумир преподаватель – это вообще чудо! Подросток будет знать его предмет идеально! Если кумир – известная личность, можно подобрать о нем статьи и видеозаписи, которые тоже помогут ребенку развить нужные черты. Если кумир уже умер, можно вместе носить ему на могилу цветы, говорить о нем. Только не допускайте одержимости!
Мальчик Игорь был уверен, что именно в него переселилась душа умершего артиста, а девочка Света утверждала, что дух одного писателя постоянно спускается к ней и диктует книги. Это больше похоже на фантазии, чем на психическое заболевание, но все же родители должны помочь юным философам найти свое место в пространстве и времени. Им надо объяснить, что они совершенно другие личности с другой судьбой.
Что касается ныне здравствующих кумиров, то подросток должен знать правила общения с ними. Во-первых, никакого раболепия. Нельзя посвящать кумиру всю жизнь без остатка. Наоборот, надо стремиться достичь его уровня, чтобы при внезапной встрече общаться с ним на равных. Во-вторых, не надо навязываться! Право кумира на частную жизнь надо уважать! Нельзя везде за ним ходить, часто звонить ему, проявлять по отношению к нему агрессию: обнимать, дергать за одежду, требовать внимания и каких-то услуг. Да, артисты нуждаются в восхищении поклонников, но выражать восторги надо культурно. Можно дарить цветы, даже нужно писать восхищенные письма, но без каких-либо требований и обид.
Пусть кумир вдохновляет ребенка на творчество. Ему можно посвящать стихи, песни, картины, музыку, рассказы. Можно даже все это ему преподнести, но ненавязчиво, не требуя встречных знаков внимания.
Нужно помнить, что личное знакомство с кумиром не всегда полезно, оно может и разочаровать. Одна девушка многие годы сходила с ума по эстрадному певцу, и однажды ей удалось подняться к нему на сцену, чтобы попросить автограф.
— Меня неприятно поразил толстый слой грима на его лице и накрашенные губы, – после призналась девушка. – Он был совершенно чужой, он даже не смотрел мне в глаза, и биополе у него было неприятным. И тогда я рассердилась на себя: «Что я унижаюсь перед каким-то посторонним мужчиной?»
Что же, выходит, лучше заблуждаться, чем узнать правду? В случае с кумиром это так.
Абсолютно Идеальный Субъект – это фантазия, которая может способствовать развитию школьника. Однако главное, чтобы любовь к кумиру не переходила в одержимость, а подросток вовремя понял: с живыми людьми общаться гораздо интереснее, чем с фантазиями.
Автор статьи: Юлия ДЖУММ, психолог
Рисунки: Юлия БАЛАБАНОВА
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.