Интересные факты из жизни детского поэта Самуила Маршака
Самуил Яковлевич Маршак — один из поэтов, которому мы обязаны появлением в СССР (а соответственно и в России) качественной детской литературы. Он стоял у истоков Детского государственного издательства (Детгиза). Именно благодаря Маршаку мы знаем В. Бианки, Л. Пантелеева, Е. Чарушина, Т. Богданович, Д. Хармса и других писателей, без которых не мыслим детство.
В 130-летие со дня рождения Маршака «Летидор» рассказывает, как Маршак пришел в детскую литературу, почему до него книги для маленьких считались литературой второсортной и как поэту удалось это изменить.
Несмотря на то что Маршак собирался посвятить свою жизнь писательскому труду, он никогда не питал особых чувств к детскому направлению.
Ему нравились русский фольклор, русская и зарубежная классика, которая в то время составляла золотой фонд детской библиотеки, но к современным детским авторам начинающий поэт имел большое предубеждение.
Вот что он пишет в автобиографии: «Преобладали в предреволюционной детской литературе (особенно в журналах) слащавые и беспомощные стишки и сентиментальные повести, героями которых были, по выражению Горького, «отвратительно-прелестные мальчики» и такие же девочки».
Очевидно, что в детскую литературу поэта привело желание искоренить слащавых героев кустарных книг в дешевых пестрых обложках, убрать из них описание псевдожизни.
В 1923 году он организовал журнал «Новый Робинзон», с которого началась литература для юного читателя в таком виде, в котором мы знаем её сейчас. Но в 1923 году Маршаку было уже 36 лет, а детьми он стал интересоваться задолго до этого времени и вообще до того, как начал сочинять для них стихи.
Он проявил большую заботу к детям-беженцам, которых накануне Первой мировой войны свезли из прифронтовых областей в Воронеж, родной город писателя.
Маршак собирал для них обувь, одежду, теплые одеяла.
При участии поэта в 1920 году в Екатеринодаре (ныне – Краснодар) открылся один из первых серьезных театров для юного зрителя в России, который со временем превратился в «Детский городок» со своей школой, кружками, столярной и слесарной мастерскими. Маршак писал для театра пьесы и сам считал этот момент поворотным на своём пути к юному читателю.
Обращению к детскому направлению способствовала поездка Маршака в Лондон, где он два года учился на факультете искусств. Он много времени проводил в университетской библиотеке, где сделал первые переводы английского и шотландского фольклора, среди которых были стихи для детей.
Книги для детей не должны быть хуже «взрослых» произведений, искусство, созданное для детей, не должно быть второсортным.
Эта мысль стала одной из главных в литературной, переводческой и критической деятельности поэта. Его выступление на съезде писателей шло вслед за Максимом Горьким. Такая очередность была спланирована намеренно, опять же для того, чтобы ещё раз подчеркнуть значимость нескольких идей о направлениях развития Детгиза, которые высказывал автор.
Эти идеи по-настоящему мудрые, и их можно отнести не только к литературе, но и к восприятию взрослыми детей в целом.
Маршак никогда не считал себя педагогом, но речь «О большой литературе для маленьких» свидетельствует о серьёзном и чутком отношении к ребёнку как к самостоятельной личности.
Для ребенка не сгодятся заграничные повести, перекроенные на русский лад. Он хочет читать и видеть настоящую жизнь. Кому интересно проглатывать истории про псевдогероев, которые невозможно прочувствовать? Идеалистическо-семейные повести, в которых нет конфликтов, сказки, в которых все герои будто под копирку списаны друг с друга, научно-популярные книги, где персонажи только задают вопросы и не находят ни одного ответа…
Поэт выступал за то, чтобы давать детям правду:
«Я не думаю, что в детских книгах нельзя рассказывать о голоде и страшной голодной смерти».
Задача писателя (читайте «родителя») в том, чтобы выбрать верную и понятную форму для того, чтобы рассказать об этих серьёзных вещах. Но не говорить о них нельзя.
«Эта реальная жизнь, в которой столько еще незнакомых людей и столько трудных, заманчивых дел, всегда привлекала и привлекает подростка, который заранее примеряет на себе судьбы самых разных героев, обязанности и задачи самых различных профессий».
2.«Детей нельзя кормить сухой дидактикой и нравоучительной литературой»
Маршак считал, что «искусство решает в той или мной мере воспитательные задачи, если понимать их не в прикладном, а в самом широком смысле».
Это значит, что мы можем направлять ребёнка в нужное нам русло, но делать это надо аккуратно, создавая для него такие условия, в которых ему будет интересно развиваться в заданном направлении.
3. К читателю нельзя идти с одними внешними эффектами и выкрутасами, с литературным жеманством или бездушными готовыми схемами»
Как в литературе ребёнок не поверит в реальность происходящего, описанного с помощью бесконечных шаблонов, так и в жизни он заподозрит подвох, если взрослый попытается воспитывать его, используя заготовки.
Потому что в противном случае ребёнок не будет питать к этому человеку доверия.
Или же он постепенно сам научится «заслонять содержание формой».
Кстати, в рамках Года Маршака в Московском метрополитене будет запущен новый тематический поезд из 5 вагонов: «Детский вагон», «Театральный вагон», «Английский вагон», «Военный вагон» и вагон, посвященный ученикам поэта – «Школа Маршака». Также будут выпущены юбилейные проездные билеты. А 27 октября 2017 года мэр Москвы подписал распоряжение об установке памятника Самуилу Маршаку на Лялиной площади, недалеко от места, где жил поэт. Памятник должен появиться до конца 2019 года.
В 130-летие со дня рождения Маршака «Летидор» рассказывает, как Маршак пришел в детскую литературу, почему до него книги для маленьких считались литературой второсортной и как поэту удалось это изменить.
Путь к профессии
Маршак с юношества был вхож в литературные круги Санкт-Петербурга. Ему покровительствовал знаменитый критик Владимир Стасов, который, по признанию молодого гимназиста, стал для него «мостом чуть ли не в Пушкинскую эпоху», так как некогда был лично знаком с Тургеневым, Герценом, Гончаровым, Львом Толстым и другими мастерами слова. В гостях у Стасова Маршак повстречался с Максимом Горьким, который позже пригласил гимназиста пожить в своём доме в Ялте.Несмотря на то что Маршак собирался посвятить свою жизнь писательскому труду, он никогда не питал особых чувств к детскому направлению.
Ему нравились русский фольклор, русская и зарубежная классика, которая в то время составляла золотой фонд детской библиотеки, но к современным детским авторам начинающий поэт имел большое предубеждение.
Вот что он пишет в автобиографии: «Преобладали в предреволюционной детской литературе (особенно в журналах) слащавые и беспомощные стишки и сентиментальные повести, героями которых были, по выражению Горького, «отвратительно-прелестные мальчики» и такие же девочки».
Очевидно, что в детскую литературу поэта привело желание искоренить слащавых героев кустарных книг в дешевых пестрых обложках, убрать из них описание псевдожизни.
В 1923 году он организовал журнал «Новый Робинзон», с которого началась литература для юного читателя в таком виде, в котором мы знаем её сейчас. Но в 1923 году Маршаку было уже 36 лет, а детьми он стал интересоваться задолго до этого времени и вообще до того, как начал сочинять для них стихи.
Как поэт пришёл в детское направление
Маршак сам не раз отмечал, что всегда считал себя другом детей. После окончания гимназии он «безо всякой практической цели бывал в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх».Он проявил большую заботу к детям-беженцам, которых накануне Первой мировой войны свезли из прифронтовых областей в Воронеж, родной город писателя.
Маршак собирал для них обувь, одежду, теплые одеяла.
При участии поэта в 1920 году в Екатеринодаре (ныне – Краснодар) открылся один из первых серьезных театров для юного зрителя в России, который со временем превратился в «Детский городок» со своей школой, кружками, столярной и слесарной мастерскими. Маршак писал для театра пьесы и сам считал этот момент поворотным на своём пути к юному читателю.
Обращению к детскому направлению способствовала поездка Маршака в Лондон, где он два года учился на факультете искусств. Он много времени проводил в университетской библиотеке, где сделал первые переводы английского и шотландского фольклора, среди которых были стихи для детей.
Детская литература как самостоятельное и самодостаточное явление
Самуил Маршак был абсолютно уверен, что детская литература в том виде, в котором ее знали в дореволюционной России, должна уйти. Впервые во всеуслышание он заявил об этом на Первом всесоюзном съезде писателей в 1934 году в своей речи «О большой литературе для маленьких».Книги для детей не должны быть хуже «взрослых» произведений, искусство, созданное для детей, не должно быть второсортным.
Эта мысль стала одной из главных в литературной, переводческой и критической деятельности поэта. Его выступление на съезде писателей шло вслед за Максимом Горьким. Такая очередность была спланирована намеренно, опять же для того, чтобы ещё раз подчеркнуть значимость нескольких идей о направлениях развития Детгиза, которые высказывал автор.
Эти идеи по-настоящему мудрые, и их можно отнести не только к литературе, но и к восприятию взрослыми детей в целом.
Маршак никогда не считал себя педагогом, но речь «О большой литературе для маленьких» свидетельствует о серьёзном и чутком отношении к ребёнку как к самостоятельной личности.
Вот что нужно взять на заметку из речи писателя всем взрослым
1. «Дети живут, а не готовятся жить»Для ребенка не сгодятся заграничные повести, перекроенные на русский лад. Он хочет читать и видеть настоящую жизнь. Кому интересно проглатывать истории про псевдогероев, которые невозможно прочувствовать? Идеалистическо-семейные повести, в которых нет конфликтов, сказки, в которых все герои будто под копирку списаны друг с друга, научно-популярные книги, где персонажи только задают вопросы и не находят ни одного ответа…
Поэт выступал за то, чтобы давать детям правду:
«Я не думаю, что в детских книгах нельзя рассказывать о голоде и страшной голодной смерти».
Задача писателя (читайте «родителя») в том, чтобы выбрать верную и понятную форму для того, чтобы рассказать об этих серьёзных вещах. Но не говорить о них нельзя.
«Эта реальная жизнь, в которой столько еще незнакомых людей и столько трудных, заманчивых дел, всегда привлекала и привлекает подростка, который заранее примеряет на себе судьбы самых разных героев, обязанности и задачи самых различных профессий».
2.«Детей нельзя кормить сухой дидактикой и нравоучительной литературой»
Маршак считал, что «искусство решает в той или мной мере воспитательные задачи, если понимать их не в прикладном, а в самом широком смысле».
Это значит, что мы можем направлять ребёнка в нужное нам русло, но делать это надо аккуратно, создавая для него такие условия, в которых ему будет интересно развиваться в заданном направлении.
3. К читателю нельзя идти с одними внешними эффектами и выкрутасами, с литературным жеманством или бездушными готовыми схемами»
Как в литературе ребёнок не поверит в реальность происходящего, описанного с помощью бесконечных шаблонов, так и в жизни он заподозрит подвох, если взрослый попытается воспитывать его, используя заготовки.
Потому что в противном случае ребёнок не будет питать к этому человеку доверия.
Или же он постепенно сам научится «заслонять содержание формой».
Вместо заключения
Самуил Маршак уважал детей и восхищался их способностью фантазировать, мечтать. И, конечно, мечтал вместе с ними. Он верил в то, что дети способны понимать гораздо больше, чем думают взрослые, способны переживать гораздо сильнее, чем мы привыкли думать. Он всегда отмечал, что писать книжки для таких читателей — «великая честь для наших литераторов».Кстати, в рамках Года Маршака в Московском метрополитене будет запущен новый тематический поезд из 5 вагонов: «Детский вагон», «Театральный вагон», «Английский вагон», «Военный вагон» и вагон, посвященный ученикам поэта – «Школа Маршака». Также будут выпущены юбилейные проездные билеты. А 27 октября 2017 года мэр Москвы подписал распоряжение об установке памятника Самуилу Маршаку на Лялиной площади, недалеко от места, где жил поэт. Памятник должен появиться до конца 2019 года.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.