6 отличий современных акушерок от повитух
Чем отличаются акушерки прошлого от современных и что входило раньше в их профессиональные обязанности?
Повитуха должна вести безупречный образ жизни, набожность – ее важное качество. Обычно повитухами становились рожавшие женщины, но уже «чистые», то есть после менопаузы, и не живущие половой жизнью. Желательно – вдовы.
Если повитуха замужем, то должна хранить верность мужу, иначе принятые ею дети будут страдать от разных болезней, станут косолапы или даже рано умрут.
Другой дурной знак – если у повитухи умирали собственные дети. Это предвещало раннюю гибель принятым ею младенцам. Вообще повитух старались оградить от контакта со смертью, с умершими. Например, им запрещали обмывать покойников.
При этом к образованию повитух не предъявлялось никаких требований. Они не проходили ни формального обучения, ни испытаний или экзаменов. Современники писали об их невежественности, порой приводившей к трагедиям.
Приглашение принять роды – это честь для женщины, и отказываться было не принято, почиталось за грех, хотя такие случаи известны. Старались, чтобы всех детей в семье принимала одна и та же женщина.
Если так случалось, что женщина рожала без повитухи, то она старалась позвать бабку после родов, чтобы та провела с ней несколько дней.
Как быть, если схватки слабые и надо, как мы сегодня сказали бы, «стимулировать родовую деятельность»? Следует ли открывать двери? Роженице лучше лежать, ходить, или ее стоит посадить в печь? Может быть, следует успокаивать женщину, растирать ей спину? Особые заговоры и молитвы предназначались для того, чтобы поддержать мать, ускорить роды.
Повитуха призывала святых покровителей рожениц, например, Богородицу, Анну-пророчицу – «скорую помощницу», но чаще всего Саломею (Соломонию, Соломаниду), которая, по апокрифическому Евангелию от Иакова, принимала роды у Девы Марии:
Не я тебя парила, не я тебя правила, – тебя парила, правила бабушка Саламанидушка, она тебе приговаривала: «Расти, мое дитятко, по часам, по минуточкам».
Повивалка должна была знать заговоры, с которыми следует брать новорожденного на руки, обмывать и пеленать. Все это входило в ее обязанности.
Записан такой обычай: если новорожденный был слишком слаб, опасались его скорой смерти, повитуха могла крестить его сама. В Пскове такого малыша называли «молитвенным», и его можно было похоронить по-христиански.
Если малыш был здоров, то повитуха все равно играла важную роль в день его крестин. Она руководила действиями и обрядами, проходившими не в церкви, а в доме родителей ребенка. На ней лежала ответственность за то, чтобы застолье прошло по всем правилам, ведь здесь тоже следовало читать определённые заговоры.
Наконец, повитуха должна была сохранить «послед», «детское место», то есть плаценту. С ней связан ряд обрядов и верований. Плаценту закапывали под порогом, чтобы привязать ребенка к дому, который станет его защитником. Еще послед сушили и использовали как оберег, лекарство или даже в приворотных зельях.
Та же бабка знала, какие отвары и настои давать матери при выпадении матки или кровотечениях. Важно было и подкрепить силы только что родившей мамы – для этого у повитухи были в арсенале особенные напитки.
Однако этнографы XIX века писали, что в случае надобности повитуха принималась и за хозяйство: готовила, доила, мыла до тех пор, пока роженица сама не могла взяться за дела.
Когда приходило время расставаться, проводили специальный очистительный обряд. Обычно его называют «размывание рук», но проходил он в разных местах по-разному. Например, в некоторых деревнях повитуха обмывала лицо молодой матери, мыла руки сама и получала мыло и полотенце, которыми проводился обряд.
За проделанную работу повитуху полагалось «одарить». Это могли быть предметы, участвовавшие в очистительном обряде (мыло и полотенце), хлеб, одежда, отрезы ткани, а ближе к концу XIX века – деньги.
Хранили верность мужьям и постились
Во второй половине XIX века специально обученные акушерки и врачи принимали лишь 2% родов в России. Всем остальным приходилось обращаться к местным повивалкам.Повитуха должна вести безупречный образ жизни, набожность – ее важное качество. Обычно повитухами становились рожавшие женщины, но уже «чистые», то есть после менопаузы, и не живущие половой жизнью. Желательно – вдовы.
Если повитуха замужем, то должна хранить верность мужу, иначе принятые ею дети будут страдать от разных болезней, станут косолапы или даже рано умрут.
Другой дурной знак – если у повитухи умирали собственные дети. Это предвещало раннюю гибель принятым ею младенцам. Вообще повитух старались оградить от контакта со смертью, с умершими. Например, им запрещали обмывать покойников.
При этом к образованию повитух не предъявлялось никаких требований. Они не проходили ни формального обучения, ни испытаний или экзаменов. Современники писали об их невежественности, порой приводившей к трагедиям.
Приходили по первому зову, отказаться — грех
В некоторых губерниях было принято приглашать повитуху уже на свадьбу, чтобы она благословила горбушки и напоила молодоженов молоком с ягодами. Тогда, согласно поверьям, дети у них будут румяные, а невеста понесет мальчика.Приглашение принять роды – это честь для женщины, и отказываться было не принято, почиталось за грех, хотя такие случаи известны. Старались, чтобы всех детей в семье принимала одна и та же женщина.
Если так случалось, что женщина рожала без повитухи, то она старалась позвать бабку после родов, чтобы та провела с ней несколько дней.
Ускоряли роды заговором и молитвой
Главное достоинство повитухи – знание правил. Она руководила процессом, решала, кто и чем должен заниматься.Как быть, если схватки слабые и надо, как мы сегодня сказали бы, «стимулировать родовую деятельность»? Следует ли открывать двери? Роженице лучше лежать, ходить, или ее стоит посадить в печь? Может быть, следует успокаивать женщину, растирать ей спину? Особые заговоры и молитвы предназначались для того, чтобы поддержать мать, ускорить роды.
Повитуха призывала святых покровителей рожениц, например, Богородицу, Анну-пророчицу – «скорую помощницу», но чаще всего Саломею (Соломонию, Соломаниду), которая, по апокрифическому Евангелию от Иакова, принимала роды у Девы Марии:
Не я тебя парила, не я тебя правила, – тебя парила, правила бабушка Саламанидушка, она тебе приговаривала: «Расти, мое дитятко, по часам, по минуточкам».
Крестили детей
Защита матери и ребенка от злых сил – важнейшая обязанность повивалки. Например, в Сибири повитуха прежде всего зажигала перед иконами лампаду, свечи и молилась.Повивалка должна была знать заговоры, с которыми следует брать новорожденного на руки, обмывать и пеленать. Все это входило в ее обязанности.
Записан такой обычай: если новорожденный был слишком слаб, опасались его скорой смерти, повитуха могла крестить его сама. В Пскове такого малыша называли «молитвенным», и его можно было похоронить по-христиански.
Если малыш был здоров, то повитуха все равно играла важную роль в день его крестин. Она руководила действиями и обрядами, проходившими не в церкви, а в доме родителей ребенка. На ней лежала ответственность за то, чтобы застолье прошло по всем правилам, ведь здесь тоже следовало читать определённые заговоры.
Выправляли вывихи, меняли форму головы
Повитуха в деревне была первым педиатром. Она как бы «доделывала» малыша, оглаживала его, «чтобы был ровнее», исправляла видные глазу «погрешности», вправляла вывихи. Считалось, что бабка может даже исправить форму головы, например, слишком вытянутую сжать, чтобы она стала круглее.Наконец, повитуха должна была сохранить «послед», «детское место», то есть плаценту. С ней связан ряд обрядов и верований. Плаценту закапывали под порогом, чтобы привязать ребенка к дому, который станет его защитником. Еще послед сушили и использовали как оберег, лекарство или даже в приворотных зельях.
Та же бабка знала, какие отвары и настои давать матери при выпадении матки или кровотечениях. Важно было и подкрепить силы только что родившей мамы – для этого у повитухи были в арсенале особенные напитки.
Вели хозяйство, пока роженица не оправится
Повитуха могла оставаться с молодой мамой и ребенком несколько дней (от 3 до 9). Главная ее обязанность – мыть маму и малыша и защищать их от любого вреда.Однако этнографы XIX века писали, что в случае надобности повитуха принималась и за хозяйство: готовила, доила, мыла до тех пор, пока роженица сама не могла взяться за дела.
Когда приходило время расставаться, проводили специальный очистительный обряд. Обычно его называют «размывание рук», но проходил он в разных местах по-разному. Например, в некоторых деревнях повитуха обмывала лицо молодой матери, мыла руки сама и получала мыло и полотенце, которыми проводился обряд.
За проделанную работу повитуху полагалось «одарить». Это могли быть предметы, участвовавшие в очистительном обряде (мыло и полотенце), хлеб, одежда, отрезы ткани, а ближе к концу XIX века – деньги.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.