6 популярных слухов про беременность гормоны и рак
Многие убеждены, что прием гормональных препаратов, стимуляция выработки своих собственных гормонов и даже обычная беременность, при которой тоже повышается гормональная активность, увеличивают риск рака. Особенно плохая репутация у ЭКО. Насколько оправданны эти опасения?
Наш эксперт — онкогинеколог-хирург, руководитель клиники акушерства, гинекологии и онкогинекологии, кандидат медицинских наук Владимир Носов.
Далеко не все виды опухолей являются гормонозависимыми, хотя есть и те, которые чувствительны к эстрогенам (женским половым гормонам). Среди них — некоторые виды рака молочной железы, эндометрия, яичника, матки. Однако при беременности в женском организме более значимо растет уровень не эстрогена, а прогестерона, повышение которого не связано с онкологическими заболеваниями. Количество же эстрогена у родивших и кормящих мам не только не возрастает, но и, наоборот, падает. Из-за этого, например, женщины в этот период часто испытывают сухость во влагалище и другие симптомы, напоминающие менопаузу. Поэтому беременность и лактация даже в какой-то степени защищают женщину от рака.
Авторитетная американская ассоциация репродуктологов (ASRM) лет 5-6 назад опубликовала официальное заявление, что препараты, которые используются при лечении бесплодия, не повышают шанс развития рака. И до сих пор никто это утверждение не опроверг. Хотя известно, что женщины, страдающие бесплодием, в целом более предрасположены к раку яичника (причем, независимо от того, лечились они от бесплодия или нет).
Тем не менее, если женщина проводила множественные циклы ЭКО свыше допустимого числа процедур, онкологи за такой пациенткой должны более пристально наблюдать. Несколько снизить риск развития рака яичника помогают назначение КОК (они уменьшат число овуляций). Правда, к сожалению, ранней диагностики рака яичников до сих пор не существует (ни онкомаркеры, ни ультразвук не могут обнаружить опухоль на ранней стадии).
Что касается заместительной гормонотерапии, то прием таких препаратов менее 5 лет также безопасен в плане рисков рака яичников и молочной железы, но при этом он существенно понижает вероятность развития рака кишечника. После 5 лет приема препаратов для МГТ риск потихоньку начинает расти. Но, скорее всего, это связано не с опасностью гормонов, а с возрастом женщин (чем они старше, тем риск рака больше).
Вместе с тем нельзя забывать, что прием гормональных препаратов ассоциирован с повышенным риском тромбозов и тромбоэмболии, поэтому крайне важно, чтобы они назначались только грамотным эндокринологом-гинекологом (или онкогинекологом). Эти препараты могут принести как пользу, так и вред, если назначить их неправильно. Например, известно, что прием в течение всего 1 года чисто эстрогеновых препаратов (даже в виде пластырей и гелей) для заместительной гормонотерапии на 50% увеличивает риск рака матки. Но если вместе с эстрогеном в препарат добавлен прогестерон, защищающий матку, то риск уже не повышается.
Наш эксперт — онкогинеколог-хирург, руководитель клиники акушерства, гинекологии и онкогинекологии, кандидат медицинских наук Владимир Носов.
Слух № 1. Беременность значительно увеличивает риск рака. Особенно гормонозависимых видов опухолей, в частности рака груди
Комментарий врача: Американская статистика говорит, что риск развития злокачественных новообразований у беременных женщин не только не выше, а даже ниже. Ведь чаще рак развивается у пожилых людей, а рожают, как правило, все же относительно молодые. Одно из немногих исключений — рак шейки матки (РШМ), который является болезнью именно молодых женщин (средний возраст пациенток — 42-43 года). Часто этот диагноз выявляется у беременных, но не потому, что само это состояние провоцирует онкологию, а лишь потому, что молодым женщинам свойственно периодически беременеть. Так что это совпадение. Наоборот, есть исследования, доказавшие, что женщины, родившие и откормившие грудью, имеют пониженные риски развития рака молочной железы и яичников по сравнению с теми, кто не рожал и не кормил.Далеко не все виды опухолей являются гормонозависимыми, хотя есть и те, которые чувствительны к эстрогенам (женским половым гормонам). Среди них — некоторые виды рака молочной железы, эндометрия, яичника, матки. Однако при беременности в женском организме более значимо растет уровень не эстрогена, а прогестерона, повышение которого не связано с онкологическими заболеваниями. Количество же эстрогена у родивших и кормящих мам не только не возрастает, но и, наоборот, падает. Из-за этого, например, женщины в этот период часто испытывают сухость во влагалище и другие симптомы, напоминающие менопаузу. Поэтому беременность и лактация даже в какой-то степени защищают женщину от рака.
Слух № 2. Поздняя беременность сильнее всего повышает риск развития рака
Комментарий врача: Не поздняя беременность, а сам возраст. Чем старше женщина, тем выше у нее этот риск. Но рак и беременность — это два независимых события, которые могут совпасть.Слух № 3. ЭКО повышает риск рака многократно. Недаром же сразу у нескольких медийных персон буквально сразу после родов были обнаружены опухоли мозга
Комментарий врача: Развитие глиобластом никак не связано с гормонами. В отличие от эстроген-зависимых раков у опухолей мозга нет рецепторов эстрогена. Поэтому любые колебания гормонов в организме для них не имеют никакого значения.Авторитетная американская ассоциация репродуктологов (ASRM) лет 5-6 назад опубликовала официальное заявление, что препараты, которые используются при лечении бесплодия, не повышают шанс развития рака. И до сих пор никто это утверждение не опроверг. Хотя известно, что женщины, страдающие бесплодием, в целом более предрасположены к раку яичника (причем, независимо от того, лечились они от бесплодия или нет).
Слух № 4. Самое страшное при ЭКО — это стимуляция яичников. У женщин, прошедших такую процедуру, риск рака яичников растет в разы
Комментарий врача: Тут ситуация парадоксальная. Действительно, известно, что чем больше у женщины в течение жизни было овуляций, тем выше для нее риск развития рака яичников. Поэтому опасными факторами являются все ситуации, повышающие количество овуляторных циклов: раннее начало и позднее окончание месячных, отсутствие родов и кормления грудью, отказ от приема оральных контрацептивов. Во время лекарственной стимуляции яичников женщина за один цикл переживает не 1, а, например, 10 овуляций. А если таких циклов было несколько, то и число овуляций возрастает многократно. Кажется, что риски должны расти. Но все исследования показывают, что этого не происходит. Поэтому, какой бы соблазнительной ни была идея утверждать, что ЭКО повышает риск рака яичников, факты это не подтверждают. Речь идет, естественно, об исследованиях с максимальным уровнем доказательности, которым можно верить.Тем не менее, если женщина проводила множественные циклы ЭКО свыше допустимого числа процедур, онкологи за такой пациенткой должны более пристально наблюдать. Несколько снизить риск развития рака яичника помогают назначение КОК (они уменьшат число овуляций). Правда, к сожалению, ранней диагностики рака яичников до сих пор не существует (ни онкомаркеры, ни ультразвук не могут обнаружить опухоль на ранней стадии).
Слух № 5. Прием гормональных контрацептивов (КОК) и препаратов для заместительной менопаузальной гормональной терапии (МГТ) также часто приводит к раку
Комментарий врача: Наоборот. Доказано, что прием КОК в течение 5 лет (подряд или суммарно) снижает риск развития рака яичников на 40%. 2 года приема КОК снижают риск рака матки на 30%. Менее 5 лет приема КОК не повышают риск развития рака груди (при применении свыше этого срока есть некоторое повышение, но незначительное).Что касается заместительной гормонотерапии, то прием таких препаратов менее 5 лет также безопасен в плане рисков рака яичников и молочной железы, но при этом он существенно понижает вероятность развития рака кишечника. После 5 лет приема препаратов для МГТ риск потихоньку начинает расти. Но, скорее всего, это связано не с опасностью гормонов, а с возрастом женщин (чем они старше, тем риск рака больше).
Вместе с тем нельзя забывать, что прием гормональных препаратов ассоциирован с повышенным риском тромбозов и тромбоэмболии, поэтому крайне важно, чтобы они назначались только грамотным эндокринологом-гинекологом (или онкогинекологом). Эти препараты могут принести как пользу, так и вред, если назначить их неправильно. Например, известно, что прием в течение всего 1 года чисто эстрогеновых препаратов (даже в виде пластырей и гелей) для заместительной гормонотерапии на 50% увеличивает риск рака матки. Но если вместе с эстрогеном в препарат добавлен прогестерон, защищающий матку, то риск уже не повышается.
Слух № 6. Если женщина пережила рак, о гормональной терапии ей надо раз и навсегда забыть
Комментарий врача: Опухоли бывают разные. Например, при эстроген-зависимом раке молочной железы такая терапия должна быть под строгим запретом. Но при большинстве других опухолей (в том числе трижды негативном раке груди и многих гинекологических раках) прием МГТ и КОК (если женщина молодая) вполне возможен. Например, при раннем раке эндометрия, который относится к эстроген-зависимым опухолям, принимать такие препараты можно и, возможно, даже полезно (ряд исследований показывает, что это улучшает прогноз после оперативного лечения при ранних стадиях). Но крайне важно, чтобы такие важные решения принимал опытный специалист, а ни в коем случае не сама женщина.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.