Как родителям избавиться от школьных поборов?
Начало учебного года на Ставрополье ознаменовалось скандалом: за отказ мамы сдавать деньги на «классные нужды» родители остальных первоклашек пообещали неприятности её ребёнку. Реально ли родителям школьника отказаться от школьного оброка?
«Я отдала лишь 500 рублей на обычные тетради и дневник, так как учитель просила, чтобы они были одинаковые, и на подарок ребёнку к 1 сентября. Ни на украшение школы, ни на мыло я не сдавала, — рассказала Елена. — Рабочие тетради пришлось купить самой, потому что директор мне объяснила, что их всё равно будут использовать, хотя они в учебно-методический комплект, утверждённый школой, не включены». По её словам, это такой «хитрый ход» (аудиозапись разговора с директором есть в распоряжении редакции. — Авт.).
В переписке родители заявили, что из-за жалобы классный руководитель хочет уволиться, и первоклашек будут учить разные педагоги по очереди. Против Елены поднялась волна недовольства, мамаши советовали ей сменить образовательное учреждение, грозили коллективным письмом с просьбой исключить ребёнка.
Полиция и прокуратура проводят сейчас проверку по обращению мамы и появившимся в СМИ публикациям об этом инциденте. В школе же сразу после публичного скандала провели собрание с родителями, Елену не пригласили.
«Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, вправе принимать решения о внесении денежных средств только в отношении себя самих, а не родителей всех детей, посещающих это учреждение», — напоминает чиновница. Собранные деньги, как она пишет, возращены родителям. А рабочие тетради не включены в федеральный перечень учебных пособий и не являются обязательными. Школа, по словам руководителя комитета, финансируется в достаточном объёме.
Глава края Владимир Владимиров тоже высказал свою позицию по школьным поборам, но не в письме, а на прямой линии.
«Когда сбрасываются на то, что для детей будет лучше, наверное, это правильно и необходимо», — заявил губернатор.
Он рассказал, как его мама, которая растила сына одна, в советские годы тоже давала ему по три рубля на школьные нужды. Да и сам Владимир Владимиров, воспитывая своих детей, сдаёт деньги на занавески и компьютеры.
Приходится ли ему покупать туалетную бумагу и мыло, он не рассказал. А вот Елена Посаженкова, получив ответ о том, что школа №39 финансируется в достаточной мере, заглянула в туалет учреждения и запечатлела на видео отсутствие туалетной бумаги и бумажных полотенец. Она отправила съёмку и жалобу в Роспотребнадзор.
С такой же проблемой столкнулась Ирина Шарко в школе № 18 Невинномысска. Написала об этом в группе «Нет поборам! Ставрополье» в социальной сети, и ей сразу ответили из администрации города, что усилят контроль над соблюдением СанПиНов.
«В тот же день позвонила директор школы и пригласила на «смотрины». К моему приходу в туалетах появилось жидкое мыло. Туалетная бумага теперь гордо стоит на подоконниках», — рассказала Ирина.
В прежние годы, по её словам, родительский комитет собирал деньги на аптечку в класс, жидкое мыло, бумагу для принтера, обложки на журнал, маркеры для доски, мел, клей, тетради, цветную бумагу, мешки для мусора, садовые перчатки, масляную краску. В этом году сумму и список того, что нужно купить, пока не озвучили — из-за пандемии ещё не было родительского собрания.
«В детском саду в Арзгире, куда я повела своего ребёнка в 2,5 года, мне сразу выдали список, что нужно купить, — рассказала жительница села Екатерина Холявкина. — Весной родительский комитет объявил, что нужно сдать по 300 рублей на нужды группы и краску, а те, кто не придёт красить игровое оборудование, должны заплатить по 500 рублей. Я с этим не смирилась, написала обращение в прокуратуру, минобразования. В администрации села мне разъяснили, что родители добровольно согласились помочь с ремонтом в детском саду. То есть власти частично переложили на них и воспитателей свою обязанность по содержанию зданий и сооружений муниципального образовательного учреждения».
Екатерина запросила в органах власти, сколько средств выделяется на учебные расходы на одного воспитанника детского сада, но до сих пор ответа по существу не получила. Зато выяснила, что минобразования края не считает криминалом наличные благотворительные взносы, к которым призывала памятка детского сада вопреки требованиям закона. Чиновники лишь рекомендовали Екатерине этого не делать, так как заведующая может на эти деньги «например, в Турцию слетать».
«Сегодня повсеместно функция родкомов — выбивание наличных денег с родителей, а те платят за своё спокойствие. Но это чревато тем, что запросы и ценники растут, чувство безнаказанности зашкаливает, проверки проводятся формально. Похоже, чиновники сами способствуют организации незаконных сборов денежных средств», — полагает мама.
Не решена проблема с учебниками и в КБР. Мама двух учеников школы №23 в Нальчике, воспитывающая их одна и попросившая не называть её имени, рассказала, что в прошлом году несколько учебников старшему ребёнку выдали только в конце третьей четверти. «Английский язык» и «Географию» она вынуждена была приобрести сама.
«Классная руководительница просила нас не жаловаться, потому что на неё давило руководство, — рассказала женщина. — Но в этом году я молчать не собираюсь. Не дали учебники по информатике, геометрии и географии, а по физике требуют приобрести задачники, за отсутствие которых грозят двойками. И мы не единственные, кто не получил полный комплект. С трудом дозвонилась на горячую линию министерства просвещения, обещали принять меры».
На остальные нужды родители в этой школе, по её словам, сдают по 200 рублей ежемесячно, а те, у кого учатся двое детей, по 150 рублей за каждого. И это, судя по комментариям в соцсетях, распространённая практика в Нальчике.
Координатор проекта ЕР «Новая школа» в Северной Осетии Эльбрус Бокоев:
«Недавно мы проверяли, как организовано горячее питание и каково санитарное состояние школ республики. Антисептиками, бесконтактными термометрами, рециркуляторами воздуха они почти обеспечены. Если где-то не хватает, докупают. Используются средства республиканского и муниципального бюджетов, в нескольких школах — внебюджетные средства. Благотворительные счета, вероятно, в школах Владикавказа есть, но поборы с родителей в республике строго-настрого запрещены. Вместе с тем следует признать, что граница между поборами и благотворительностью слишком размыта».
Первый заместитель министра образования Ставропольского края Наталья Лаврова:
«Ежегодно из бюджета Ставропольского края выделяются средства на обеспечение школьников учебниками и учебными пособиями. Для углублённого изучения предмета учитель может рекомендовать рабочие тетради, не включённые в список, утверждённый школой, для домашнего самостоятельного использования. Но их не могут применять при реализации программ общего образования.
Родители не обязаны финансировать материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса школ и детских садов. Но они вправе, индивидуально или объединившись, осуществлять пожертвования, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.
Нарушение принципа добровольности, требование внести вступительный взнос при приёме ребёнка в образовательное учреждение, принудительный сбор денег на ремонт, принуждение к получению платных услуг незаконны и предполагают ответственность руководителя образовательного учреждения — от административной до уголовной.
Скриншоты изучит полиция
«Тяжко очень вашему ребёнку будет» — такое сообщение от родителей одноклассников сына получила жительница Ставрополя Елена Посаженкова, после того как отказалась сдавать деньги на хозтовары, питьевую воду и украшение школы №39 к первому сентября и написала жалобу губернатору Ставропольского края. С каждого ребёнка родительский комитет требовал 2000 рублей, примерно половина которых предназначалась на закупку рабочих тетрадей к учебникам.«Я отдала лишь 500 рублей на обычные тетради и дневник, так как учитель просила, чтобы они были одинаковые, и на подарок ребёнку к 1 сентября. Ни на украшение школы, ни на мыло я не сдавала, — рассказала Елена. — Рабочие тетради пришлось купить самой, потому что директор мне объяснила, что их всё равно будут использовать, хотя они в учебно-методический комплект, утверждённый школой, не включены». По её словам, это такой «хитрый ход» (аудиозапись разговора с директором есть в распоряжении редакции. — Авт.).
В переписке родители заявили, что из-за жалобы классный руководитель хочет уволиться, и первоклашек будут учить разные педагоги по очереди. Против Елены поднялась волна недовольства, мамаши советовали ей сменить образовательное учреждение, грозили коллективным письмом с просьбой исключить ребёнка.
Полиция и прокуратура проводят сейчас проверку по обращению мамы и появившимся в СМИ публикациям об этом инциденте. В школе же сразу после публичного скандала провели собрание с родителями, Елену не пригласили.
Стандарт не включает комфорт?
На обращение мамы к губернатору ответила руководитель комитета образования администрации Ставрополя Ангелина Диреганова. По её словам, родители приняли решение о благотворительном сборе самостоятельно, без участия школы и педагогов.«Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, вправе принимать решения о внесении денежных средств только в отношении себя самих, а не родителей всех детей, посещающих это учреждение», — напоминает чиновница. Собранные деньги, как она пишет, возращены родителям. А рабочие тетради не включены в федеральный перечень учебных пособий и не являются обязательными. Школа, по словам руководителя комитета, финансируется в достаточном объёме.
Глава края Владимир Владимиров тоже высказал свою позицию по школьным поборам, но не в письме, а на прямой линии.
«Когда сбрасываются на то, что для детей будет лучше, наверное, это правильно и необходимо», — заявил губернатор.
Он рассказал, как его мама, которая растила сына одна, в советские годы тоже давала ему по три рубля на школьные нужды. Да и сам Владимир Владимиров, воспитывая своих детей, сдаёт деньги на занавески и компьютеры.
Приходится ли ему покупать туалетную бумагу и мыло, он не рассказал. А вот Елена Посаженкова, получив ответ о том, что школа №39 финансируется в достаточной мере, заглянула в туалет учреждения и запечатлела на видео отсутствие туалетной бумаги и бумажных полотенец. Она отправила съёмку и жалобу в Роспотребнадзор.
С такой же проблемой столкнулась Ирина Шарко в школе № 18 Невинномысска. Написала об этом в группе «Нет поборам! Ставрополье» в социальной сети, и ей сразу ответили из администрации города, что усилят контроль над соблюдением СанПиНов.
«В тот же день позвонила директор школы и пригласила на «смотрины». К моему приходу в туалетах появилось жидкое мыло. Туалетная бумага теперь гордо стоит на подоконниках», — рассказала Ирина.
В прежние годы, по её словам, родительский комитет собирал деньги на аптечку в класс, жидкое мыло, бумагу для принтера, обложки на журнал, маркеры для доски, мел, клей, тетради, цветную бумагу, мешки для мусора, садовые перчатки, масляную краску. В этом году сумму и список того, что нужно купить, пока не озвучили — из-за пандемии ещё не было родительского собрания.
«Чтобы в Турцию не улетела»
К поборам родителей приучают ещё в детских садах, и не только сборами, которые ведёт родительский комитет, но и фиксированной суммой ежемесячного благотворительного взноса на счёт учреждения, например, по 100 рублей за ребёнка. При устройстве в сад с мам и пап требуют вступительный взнос на ремонт и оснащение группы либо составляют перечень, что требуется приобрести для учреждения.«В детском саду в Арзгире, куда я повела своего ребёнка в 2,5 года, мне сразу выдали список, что нужно купить, — рассказала жительница села Екатерина Холявкина. — Весной родительский комитет объявил, что нужно сдать по 300 рублей на нужды группы и краску, а те, кто не придёт красить игровое оборудование, должны заплатить по 500 рублей. Я с этим не смирилась, написала обращение в прокуратуру, минобразования. В администрации села мне разъяснили, что родители добровольно согласились помочь с ремонтом в детском саду. То есть власти частично переложили на них и воспитателей свою обязанность по содержанию зданий и сооружений муниципального образовательного учреждения».
Екатерина запросила в органах власти, сколько средств выделяется на учебные расходы на одного воспитанника детского сада, но до сих пор ответа по существу не получила. Зато выяснила, что минобразования края не считает криминалом наличные благотворительные взносы, к которым призывала памятка детского сада вопреки требованиям закона. Чиновники лишь рекомендовали Екатерине этого не делать, так как заведующая может на эти деньги «например, в Турцию слетать».
«Сегодня повсеместно функция родкомов — выбивание наличных денег с родителей, а те платят за своё спокойствие. Но это чревато тем, что запросы и ценники растут, чувство безнаказанности зашкаливает, проверки проводятся формально. Похоже, чиновники сами способствуют организации незаконных сборов денежных средств», — полагает мама.
Не хватает даже учебников
Поборы распространены и в республиках Северного Кавказа. Прокуратура Чечни сейчас проверяет сообщения СМИ о сборе с родителей денег на ремонт и оформление класса, покупку учебников и тетрадей, дезинфицирующих средств. Под постом об этом в социальной сети есть подтверждающие порочную практику комментарии. Жители республики жалуются, что даже учебники по чеченскому языку и литературе, по английскому языку родителям приходится покупать.Не решена проблема с учебниками и в КБР. Мама двух учеников школы №23 в Нальчике, воспитывающая их одна и попросившая не называть её имени, рассказала, что в прошлом году несколько учебников старшему ребёнку выдали только в конце третьей четверти. «Английский язык» и «Географию» она вынуждена была приобрести сама.
«Классная руководительница просила нас не жаловаться, потому что на неё давило руководство, — рассказала женщина. — Но в этом году я молчать не собираюсь. Не дали учебники по информатике, геометрии и географии, а по физике требуют приобрести задачники, за отсутствие которых грозят двойками. И мы не единственные, кто не получил полный комплект. С трудом дозвонилась на горячую линию министерства просвещения, обещали принять меры».
На остальные нужды родители в этой школе, по её словам, сдают по 200 рублей ежемесячно, а те, у кого учатся двое детей, по 150 рублей за каждого. И это, судя по комментариям в соцсетях, распространённая практика в Нальчике.
Координатор проекта ЕР «Новая школа» в Северной Осетии Эльбрус Бокоев:
«Недавно мы проверяли, как организовано горячее питание и каково санитарное состояние школ республики. Антисептиками, бесконтактными термометрами, рециркуляторами воздуха они почти обеспечены. Если где-то не хватает, докупают. Используются средства республиканского и муниципального бюджетов, в нескольких школах — внебюджетные средства. Благотворительные счета, вероятно, в школах Владикавказа есть, но поборы с родителей в республике строго-настрого запрещены. Вместе с тем следует признать, что граница между поборами и благотворительностью слишком размыта».
Первый заместитель министра образования Ставропольского края Наталья Лаврова:
«Ежегодно из бюджета Ставропольского края выделяются средства на обеспечение школьников учебниками и учебными пособиями. Для углублённого изучения предмета учитель может рекомендовать рабочие тетради, не включённые в список, утверждённый школой, для домашнего самостоятельного использования. Но их не могут применять при реализации программ общего образования.
Родители не обязаны финансировать материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса школ и детских садов. Но они вправе, индивидуально или объединившись, осуществлять пожертвования, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.
Нарушение принципа добровольности, требование внести вступительный взнос при приёме ребёнка в образовательное учреждение, принудительный сбор денег на ремонт, принуждение к получению платных услуг незаконны и предполагают ответственность руководителя образовательного учреждения — от административной до уголовной.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.