8 фраз, которые лучше не говорить школьнику перед ЕГЭ
Эти фразы подросткам часто приходится слышать дома в свой адрес. Не потому, что папы-мамы-бабушки плохие, а потому, что перед ЕГЭ им тоже очень страшно. Но панику можно победить.
Психолог Анастасия Коновалова работает в Центре когнитивной терапии и занимается проблемой депрессии и тревожных расстройств у подростков.
Нужно помнить, что экзамены — это всегда нагрузка, а если у человека есть какое-то базовое заболевание, то оно может и усилиться. Не стоит усугублять состояние дополнительными угрозами, мотивация от этого точно не вырастет.
Когда есть доверие и четкое понимание, зачем, с какими ожиданиями тратятся деньги, то всем становится сильно легче. Иногда родители и дети зацикливаются на престижных вузах, но для этого нужно набрать, например, близко к 100 баллам по математике. Тут два пути: олимпиады и репетитор. Но если с олимпиадами не вышло, репетитор не подготовил, а в выбранный вуз можно пройти лишь на платное отделение, то все равно придется сделать выбор в пользу менее престижного учебного заведения. Но это не фиаско! Важно продумать и открыто обсудить в семье разные сценарии развития событий.
Надо дать ребенку понять, что даже если он не взял самую высокую планку, деньги на репетиторов все равно потрачены не впустую, это опыт, знания, а кроме того совместное решение, ответственность за которое несут в том числе и родители.
Даже ребенок, который выступает в команде международной олимпиады и выходит в финал, все равно сталкивается с тем, что есть люди в мире, которые умнее его.
Поэтому «самый умный» — это не очень реалистично, а за этой нереалистичной позицией тянется перфекционизм, который очень сильно связан с тревогой и неуверенностью в себе. Гораздо лучше сказать «очень тебя люблю» и «вместе прорвемся, я буду помогать».
Поэтому тут родителю важно прежде всего договориться с самим собой: зачем мне это нужно, что я от этого контроля получаю? Снижает ли это мою собственную тревожность? Если я буду контролировать каждый шаг, к каким долгосрочным последствиям это приведет?
Но тут есть и второй момент: у детей на самом деле тоже есть запрос на контроль от родителей. Поэтому логичнее всего сказать: «Мне хочется тебе помочь. Я волнуюсь, давай подумаем, как я могу помочь тебе проконтролировать процесс?»
Так уж прописано в нашей культуре, что волнение — признак того, что тебе важна какая-то деятельность. Я, честно, не встречала ни одного подростка, который бы перед экзаменами не тревожился.
Но очень часто мы плохо идентифицируем тревогу и депрессию у детей, она может проявляться не так, как у взрослых. Взрослый в депрессии лежит, не встает, ничего не хочет делать. У подростков это может быть делинквентное поведение, бегство из дома, агрессия, или, например, чрезмерные занятия спортом или уход в учебу, чтобы снять стресс.
Есть красные флажки: нарушения сна, резкая смена интересов или, наоборот, апатия.
Это не повод приставать «покажи руки» или «открой рюкзак», но лучше быть в курсе того, что у человека, помимо занятий, в жизни творится.
Если подросток не хочет так много учиться, как хочет мама, это не значит, что у него нет своих трудностей и запросов. У меня в опыте так часто бывало: родители видят проблему в учебе, а у подростка она в другом (например, расставание с любимым человеком), и учеба — лишь следствие.
Словом, если вам кажется, что ребенок не волнуется, то, скорее всего, вы просто не считываете тревогу. Важно не пропустить депрессивное состояние, обратиться к специалисту.
Если времени уже нет, то можно обратиться к специалисту, чтобы ребенок научился конкретным техникам стрессоустойчивости в период подготовки и непосредственно во время экзаменов. Но «соберись и поверь в себя» — нет, так не работает.
Совпадает ли, например, цель родителей при поступлении и цель ребенка? Может, он не хочет сдавать вообще эти предметы и вовсе не хочет никуда поступать.
Но так бывает очень редко. Обычно оказывается, что ребенок готовится, пробники он пишет нормально, но родителям хотелось бы, чтобы это было шире, глубже и больше.
Когда мы говорим о ЕГЭ (особенно в ситуации повышенной неопределенности, связанной с пандемией), то тревожатся все — и мама, и папа, и ребенок, поэтому рекомендации для всех общие: определить хотя бы то немногое, на что ты можешь повлиять. Полезно бывает обдумать различные сценарии развития событий и план действий по ним, отложить его в сторону и возвращаться по мере необходимости.
Те моменты, над которыми мы не властны, мы тоже как-то фиксируем и отмечаем для себя. Это помогает договориться с собой, принять тот факт, что есть вещи, которые от нас мало зависят. Это тоже снижает тревогу.
Осознайте свое состояние
Когнитивно-поведенческий подход, в котором я работаю, учит тому, что надо, во-первых, фиксировать свои негативные и тревожные мысли, во-вторых, учиться определять, насколько они реалистичны, в-третьих, работать с поведением, — тут помогут простые релаксационные техники.
Работайте с прокрастинацией
Подготовка к экзаменам представляет собой идеальное поле для прокрастинации, потому что все задачи — на долгую перспективу, важные, стратегически сложные, занудные и неинтересные для выполнения.
Когда мы приступаем к какому-то делу, мы не обязаны дожидаться, когда у нас будет настроение и мотивация. Вместо этого составляем порядок действий и по нему двигаемся, поощряем себя за небольшие успехи приятными делами.
Более глубокий уровень работы предполагает помощь специалиста, и это, в частности, работа с перфекционизмом, который часто становится фундаментом прокрастинации. Человек говорит себе: «Это очень сложная и важная задача, для того чтобы быть успешным, я должен выполнить ее идеально. Это слишком тяжело, у меня должно быть: много сил, времени, особое состояние, чтобы начать».
В качестве экстренной помощи полезно помнить, что паническая атака безопасна для здоровья, она всегда заканчивается и обычно длится около 20 минут, ее нужно просто переждать и состояние придет в норму.
Лучше всего остановиться, постараться сделать глубокий вдох, задержать дыхание на несколько секунд, затем сделать глубокий выдох.
Паническая атака — естественная реакция организма на сильный страх, она бывает хотя бы раз в жизни у 35,9–46% людей.
Психолог Анастасия Коновалова работает в Центре когнитивной терапии и занимается проблемой депрессии и тревожных расстройств у подростков.
«Если ты не сдашь, то…»
Каким бы ни было продолжение этой фразы — пойдешь в армию, пойдешь работать дворником, домой не возвращайся — это табу. Иногда такое говорится впрямую, иногда мягче, полутонами. Главное — экзамен становится центральным, решающим событием в жизни, его важность завышается, и ребенку грозит наказание.Нужно помнить, что экзамены — это всегда нагрузка, а если у человека есть какое-то базовое заболевание, то оно может и усилиться. Не стоит усугублять состояние дополнительными угрозами, мотивация от этого точно не вырастет.
«Мы потратили такие деньги на репетиторов, что теперь ты просто обязан(а) поступить на бюджет»
Это один из вариантов фразы-угрозы «если не сдашь, то…». Оценивать цели и риски желательно заранее, это предмет откровенного разговора. «Какую специальность ты хочешь получить?» «Какой набор вузов ее дает?» «Где можно пройти на бюджет?» «Сколько денег мы на это потратим?»Когда есть доверие и четкое понимание, зачем, с какими ожиданиями тратятся деньги, то всем становится сильно легче. Иногда родители и дети зацикливаются на престижных вузах, но для этого нужно набрать, например, близко к 100 баллам по математике. Тут два пути: олимпиады и репетитор. Но если с олимпиадами не вышло, репетитор не подготовил, а в выбранный вуз можно пройти лишь на платное отделение, то все равно придется сделать выбор в пользу менее престижного учебного заведения. Но это не фиаско! Важно продумать и открыто обсудить в семье разные сценарии развития событий.
Надо дать ребенку понять, что даже если он не взял самую высокую планку, деньги на репетиторов все равно потрачены не впустую, это опыт, знания, а кроме того совместное решение, ответственность за которое несут в том числе и родители.
«Не сдашь — ничего страшного. На экзаменах свет клином не сошелся»
Плохая фраза, потому что неискренняя. Сколько бы родители ни твердили ее, их поведение в большинстве случаев будет сильно с этими словами расходиться, и человек в 15–17 лет в состоянии это уловить. «Если свет клином не сошелся на экзаменах, то чего тогда у меня репетиторы шесть раз в неделю?» Очевидно, что несдача грозит изменениями, большими неудобствами и какими-то жертвами.«Ты у меня самый умный (-ая)»
Умный — не совсем правильное слово в такой ситуации. Оно означает, что ты еще должен что-то кому-то доказывать, стараться и добиваться успехов.Даже ребенок, который выступает в команде международной олимпиады и выходит в финал, все равно сталкивается с тем, что есть люди в мире, которые умнее его.
Поэтому «самый умный» — это не очень реалистично, а за этой нереалистичной позицией тянется перфекционизм, который очень сильно связан с тревогой и неуверенностью в себе. Гораздо лучше сказать «очень тебя люблю» и «вместе прорвемся, я буду помогать».
«Что ты уже успел (а) сегодня выучить?»
Чрезмерный учет и контроль совершенно не функционален, он только вызывает раздражение и протест и снижает мотивацию. Если ребенок захочет вас обмануть и сделать вид, что с утра занимался, а не бездельничал, то уж поверьте, он с этим справится.Поэтому тут родителю важно прежде всего договориться с самим собой: зачем мне это нужно, что я от этого контроля получаю? Снижает ли это мою собственную тревожность? Если я буду контролировать каждый шаг, к каким долгосрочным последствиям это приведет?
Но тут есть и второй момент: у детей на самом деле тоже есть запрос на контроль от родителей. Поэтому логичнее всего сказать: «Мне хочется тебе помочь. Я волнуюсь, давай подумаем, как я могу помочь тебе проконтролировать процесс?»
«Ты как будто и не волнуешься! Тебе что, плевать?»
Так уж прописано в нашей культуре, что волнение — признак того, что тебе важна какая-то деятельность. Я, честно, не встречала ни одного подростка, который бы перед экзаменами не тревожился.
Но очень часто мы плохо идентифицируем тревогу и депрессию у детей, она может проявляться не так, как у взрослых. Взрослый в депрессии лежит, не встает, ничего не хочет делать. У подростков это может быть делинквентное поведение, бегство из дома, агрессия, или, например, чрезмерные занятия спортом или уход в учебу, чтобы снять стресс.
Есть красные флажки: нарушения сна, резкая смена интересов или, наоборот, апатия.
Это не повод приставать «покажи руки» или «открой рюкзак», но лучше быть в курсе того, что у человека, помимо занятий, в жизни творится.
Если подросток не хочет так много учиться, как хочет мама, это не значит, что у него нет своих трудностей и запросов. У меня в опыте так часто бывало: родители видят проблему в учебе, а у подростка она в другом (например, расставание с любимым человеком), и учеба — лишь следствие.
Словом, если вам кажется, что ребенок не волнуется, то, скорее всего, вы просто не считываете тревогу. Важно не пропустить депрессивное состояние, обратиться к специалисту.
«Просто соберись, поверь в себя — и у тебя получится!»
Если подросток в себя не верит, то здесь имеет смысл работать заранее, минимум за полгода. Обычно выученная беспомощность тесно связана с депрессивными состояниями. Это достаточно застарелая проблема, растущая еще из детского возраста, быстро ее решить не получится.Если времени уже нет, то можно обратиться к специалисту, чтобы ребенок научился конкретным техникам стрессоустойчивости в период подготовки и непосредственно во время экзаменов. Но «соберись и поверь в себя» — нет, так не работает.
«Ты совсем не готовишься к экзаменам!»
Эта фраза говорит о повышенной тревожности родителей. Ко мне часто приходят папы и мамы с такими жалобами на поведение ребенка. Здесь важны детали. Правда не готовится? Если готовится, то в каком объеме? Насколько реалистичны основания для тревоги?Совпадает ли, например, цель родителей при поступлении и цель ребенка? Может, он не хочет сдавать вообще эти предметы и вовсе не хочет никуда поступать.
Но так бывает очень редко. Обычно оказывается, что ребенок готовится, пробники он пишет нормально, но родителям хотелось бы, чтобы это было шире, глубже и больше.
И еще несколько советов:
Планируйте то, что можетеКогда мы говорим о ЕГЭ (особенно в ситуации повышенной неопределенности, связанной с пандемией), то тревожатся все — и мама, и папа, и ребенок, поэтому рекомендации для всех общие: определить хотя бы то немногое, на что ты можешь повлиять. Полезно бывает обдумать различные сценарии развития событий и план действий по ним, отложить его в сторону и возвращаться по мере необходимости.
Те моменты, над которыми мы не властны, мы тоже как-то фиксируем и отмечаем для себя. Это помогает договориться с собой, принять тот факт, что есть вещи, которые от нас мало зависят. Это тоже снижает тревогу.
Осознайте свое состояние
Когнитивно-поведенческий подход, в котором я работаю, учит тому, что надо, во-первых, фиксировать свои негативные и тревожные мысли, во-вторых, учиться определять, насколько они реалистичны, в-третьих, работать с поведением, — тут помогут простые релаксационные техники.
Работайте с прокрастинацией
Подготовка к экзаменам представляет собой идеальное поле для прокрастинации, потому что все задачи — на долгую перспективу, важные, стратегически сложные, занудные и неинтересные для выполнения.
Когда мы приступаем к какому-то делу, мы не обязаны дожидаться, когда у нас будет настроение и мотивация. Вместо этого составляем порядок действий и по нему двигаемся, поощряем себя за небольшие успехи приятными делами.
Более глубокий уровень работы предполагает помощь специалиста, и это, в частности, работа с перфекционизмом, который часто становится фундаментом прокрастинации. Человек говорит себе: «Это очень сложная и важная задача, для того чтобы быть успешным, я должен выполнить ее идеально. Это слишком тяжело, у меня должно быть: много сил, времени, особое состояние, чтобы начать».
Справиться с панической атакой во время экзамена
Уже во время сдачи бывает, что колотится сердце, тошнит, хочется в туалет, учащается дыхание, это сопровождается сильным страхом. Естественно, в таком состоянии сложно сосредоточиться, вплоть до того, что подросток может сдать пустой бланк.В качестве экстренной помощи полезно помнить, что паническая атака безопасна для здоровья, она всегда заканчивается и обычно длится около 20 минут, ее нужно просто переждать и состояние придет в норму.
Лучше всего остановиться, постараться сделать глубокий вдох, задержать дыхание на несколько секунд, затем сделать глубокий выдох.
Паническая атака — естественная реакция организма на сильный страх, она бывает хотя бы раз в жизни у 35,9–46% людей.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.